Уже год прошел с тех пор, как французы (29 мая) и голландцы (1 июня) сказали "нет", а Европа еще не оправилась от тяжелого похмелья. Да, вчера парламент Эстонии в ознаменование "дня Европы" символически ратифицировал проект Европейской конституции: в результате Эстония стала уже 15-й страной, которая это сделала. До начала своего председательства в ЕС (июль) ее примеру должна последовать Финляндия.
Но все понимают: будущее этого документа сейчас туманно как никогда. Разве что французы и голландцы завтра одобрят то, что вчера отвергли, а семь оставшихся государств - членов ЕС, в том числе Польша и Великобритания, проведут обещанные референдумы... "Франция не будет повторно выносить на голосование отвергнутый текст, - признался вчера председатель Европейского парламента Хосе Боррель. - И в этом нет никакой новости". Проблема в том, что сейчас у Европы нет альтернативного проекта и никакого "плана В" на горизонте не просматривается.
Поэтому более чем вероятно, что на встрече глав государств и правительств, которая состоится в середине июня, будет решено продлить "период анализа", о котором объявлено в июне 2005 года. Этот анализ имеет все признаки "паузы", поскольку предполагавшиеся дебаты о будущем Европы так и не состоялись, а политики, в частности французские, тщательно избегают этой темы. Впрочем, партнеры Парижа и Гааги не скрывают, что они ожидают исхода выборов, которые пройдут в обеих странах весной 2007 года. Выражается надежда, что со сменой правящих команд появится возможность выйти из тупика, в котором Евросоюз пребывает уже год, тем более что в Германии и Италии к власти пришли горячие сторонники Европейской конституции.
А пока, желая показать гражданам, что Европа продолжает функционировать, все соревнуются в фантазии. Так, Франция предлагает "вновь сосредоточиться" в европейском строительстве на "конкретных проектах". Эту идею на лету подхватила Еврокомиссия, которая, со своей стороны, говорит о "Европе результатов". Ничего нового в этом нет, так как Европа с самого начала строилась на конкретных делах (уголь, сталь, свободная торговля, общий рынок, евро и т. д.).
Бывший глава французской дипломатии Робер Шуман, чья декларация от 9 мая 1950 года положила начало строительству единой Европы (годовщина принятия этого документа отмечалась вчера), об этом напомнил. В отсутствие Европейской конституции Париж, как и Еврокомиссия, предлагает извлечь максимум пользы из уже существующих соглашений. Но для этого требуется единодушное согласие всех 25 членов ЕС. Тем не менее многие столицы, в том числе Берлин, не хотят отказываться от конституционных амбиций.