Эксперт по России, в которого в марте стреляли на подъезде к собственному дому в округе Принц Джордж, вчера в первом интервью после ранения заявил, что не верит, будто это происшествие было обычным уличным преступлением.
Пол Джоял, живущий в городе Адельфи, говорит, что "не отвергает" версию, что в него стреляли в отместку за критику российского правительства. "Зная о теперешнем поведении Кремля, нельзя исключать ни один из вариантов", - заявил Джоял.
Джоял, часто комментирующий ситуацию в России, является вице-президентом занимающейся консультированием правительства компании National Strategies. Он считает, что преступление может быть связано с его появлением 25 февраля в программе Dateline на канале NBC. Тогда в телевизионном интервью он обвинил российского президента Владимира Путина в причастности к отравлению бывшего агента КГБ Александра Литвиненко - тот скончался в прошлом году в Лондоне от смертельной дозы редкого радиоактивного изотопа полония-210. Российское правительство отрицает свою причастность к происшедшему.
Однако близкие к расследованию источники в правоохранительных органах вчера выразили сомнения по поводу того, что в нападении на Джояла могла сыграть роль его предыдущая деятельность.
Источники, пожелавшие в связи с неоднозначностью этого дела остаться неназванными, сообщили, что следователи считают более вероятным, что пострадавший оказался случайно выбранной жертвой автомобильного ограбления. Округ, где произошло нападение, стоит на одном из первых мест в США по числу угонов.
Двое мужчин стреляли в 53-летнего Джояла возле его дома в Адельфи 1 марта, спустя четыре дня после интервью программе Dateline. Нападение на Джояла, последовавшее через четыре дня после загадочной гибели в Москве одного из известных российских журналистов, ненадолго породило во многих странах догадки о том, что эти происшествия - часть масштабного плана по уничтожению критиков Кремля.
Капрал Клинтон Коупленд, пресс-секретарь полиции округа Принц-Джордж, сообщила, что дело пока не раскрыто. Полиция полагает, что целью преступников было ограбление. За информацию, которая позволит арестовать напавших на Джояла, назначена награда в 25 тыс. долларов, рассказала Коупленд.
Один из источников, близких к расследованию, выступивший на условиях анонимности, поскольку расследование не завершено, сообщил, что полиции округа в работе над делом помогает ФБР. Это вызвано тем, что преступление может быть связано с деятельностью Джояла в прошлом. Однако федеральные и местные следователи практически открыто говорят о непричастности российского правительства к покушению на Джояла.
Тем не менее, Джоял, курировавший вопросы безопасности в Особом комитете Сената по разведке в 1980-1989 годы, считает, что следователи недостаточно изучили возможные мотивы преступления. Вчера он признал, что незадолго до нападения обсуждал со своими контактами в Конгрессе возможность провести слушания, посвященные гибели Литвиненко. Рассказать об этом подробнее он отказался.
Джоял высок, аккуратно подстрижен, одет в кремовый костюм и голубую рубашку и все еще хромает из-за ранения. Опираясь на трость, он рассказывает о том вечере, когда в него стреляли. Джоял говорит, что примерно за час до нападения был в баре недалеко от Музея шпионажа в Вашингтоне вместе с друзьями и своим деловым партнером Олегом Калугиным, бывшим генералом КГБ.
По его словам, он не заметил за собой никакой слежки, когда ушел из бара, и не видел никаких машин, когда примерно в 19:35 подъезжал к своему дому номер 2300 на Лакаванна-роуд. Джоял говорит, что вскоре после того, как он припарковал свой Chrysler 300, сзади к нему подошел некий мулат.
"Меня ни о чем не спросили. Не попытались вытащить бумажник или взять компьютер, лежавший на переднем сиденье машины", - рассказывает он.
По словам Джояла, после того как нападавшие выстрелили ему в нижнюю часть живота, он упал на землю. Он не разглядел второго человека и не помнит, чтобы слышал после выстрела звук отъезжавшей машины. Следующее, что он помнит, - это склонившаяся над ним жена, а потом бесконечные операции, которые он перенес в больнице после ранения.
По словам Джояла, при первом разговоре в больнице он сказал детективам, что, скорее всего, стал случайной жертвой преступления. Однако, подумав, он стал считать по-другому.
"Стремительность, с которой на меня напали, заставляет заподозрить, что они сидели в засаде. А если они ждали меня, я не могу отвергать вероятность того, что поводом стали мои контакты с Литвиненко и другими", - утверждает Джоял.