Что заставило Рудольфа Гесса прилететь из Германии в Шотландию ради обреченной на неудачу попытки договориться о мире с Великобританией? - вопрошает The Times, напоминая, что это событие произошло ровно 70 лет тому назад. По мнению газеты, это доселе одна из величайших тайн Второй мировой. "Самолет Гесса потерпел аварию. До конца войны Гесс находился в плену, затем на Нюрнбергском процессе был приговорен к пожизненному заключению и провел остаток своих дней в тюрьме Шпандау, где и скончался в 1987 году", - напоминают журналисты Джордж Рози и Магнус Линклейтер.
Споры о том, кем был Гесс - безумцем, как уверяли советники Черчилля, или участником какого-то широкого заговора, - вскоре возобновятся, считает издание. На Бродвее сейчас готовится к постановке новая пьеса, оспаривающая мнение, что миссия Гесса была отчаянным поступком одиночки.
Автор пьесы - журналист Томас Липскомб, изучавший дело Гесса 30 лет. "Он предполагает, что Гесс отправился в поездку с одобрения Гитлера и при попустительстве ведущих представителей британского политического истеблишмента, которые хотели заключить мир с Гитлером и избежать новой мировой войны; что MI-6 знала о полете заранее и, возможно, даже сама заманила Гесса в Великобританию; и что договор, привезенный Гессом, выглядел бы столь соблазнительно в момент, когда Великобритания оказалась на грани разгрома, что Черчилль настоял на перманентном тюремном заключении и молчании Гесса", - говорится в статье.
По данным издания, историки уже объявили эту версию конспирологической теорией. "По их словам, представление, будто британский истеблишмент был готов в обход Черчилля заключить договор с Германией в момент, когда нация была твердо настроена воевать, не выдерживает критики", - говорится в статье.
Но сомнения не утихают, отмечает газета. "Как Гессу удалось незаметно проскользнуть через британское воздушное пространство? В чем, собственно, состоял привезенный им мирный договор? Почему его освобождению из Шпандау так яростно противостояли? Почему в официальных историях MI-6 и MI-5 нет упоминаний о Гессе, хотя спецслужбы скрупулезно за ним следили? И отчего Черчилль, виртуоз пропаганды, не эксплуатировал неудачную миссию Гесса?" - пишет издание, отмечая, что молчание Черчилля по этому вопросу озадачивало как Рузвельта, так и Геббельса.
Пьеса Липскомба "Последний человек в Шпандау" основана на интервью Юджина Берда, американского коменданта тюрьмы, который много беседовал с Гессом и заключил, что его заявления о контактах с британскими деятелями и том, что его миссию одобрил Гитлер, правдивы. "Замалчивание правды о миротворческой миссии Гесса продержалось уже 70 лет, это один из самых блестящих пропагандистских трюков Черчилля", - говорит Липскомб. Черчилль сумел обеспечить молчание единственного человека, который мог сообщить, что некоторые высокопоставленные британцы пытались договориться с Гитлером о сепаратном мире, добавляет он.
"Верно, что в 1940 году, когда силы союзников отступали к Дюнкерку, Великобритании отчаянно требовалось время на перевооружение. И есть доказательства, что Германии намекнули, что Британия, возможно, настроена на переговоры вместо войны", - говорится в статье.
Допросы Гесса в течение 5 месяцев вели руководители британской разведки, психиатры и члены военного совета Черчилля. "Гесс неуклонно твердил одно и то же: он прибыл в Британию, чтобы попытаться заключить мир, фюрер не хочет войны с Британией, истинный общий враг Германии и Британии - Советский Союз, если Британия не согласится на мир, Гитлер будет вынужден уничтожить Британскую империю, заключение договора с Черчиллем исключено", - напоминает газета.
Тем временем Геббельс распространил заявление, что Гесс отправился в полет "в галлюцинаторном состоянии, в результате которого он считал, что побудит Британию и Германию договориться". Британские следователи и психиатры тоже заключили, что Гесс заблуждается и, возможно, психически болен.
По мнению издания, Гесс почерпнул свои идеи у профессора Карла Хаусхофера, который сидел вместе с Гитлером и Гессом в тюрьме в 20-е годы и читал им там лекции. Хаусхофер и его сын Альбрехт полагали, что власть над Евразией - ключ к мировому господству. Именно потому нацистов так влекло в Восточную Европу и Россию.
Альбрехт Хаусхофер был знаком со многими британскими аристократами, в том числе с герцогом Гамильтоном, который в тот момент был сторонником правого (но не фашистского) англо-германского содружества, пишет газета. Хаусхофер-младший заключил, что власть в Британии принадлежит "герцогам", которые в силах убедить короля сместить Черчилля и заменить его кем-то более склонным к капитуляции.
В сентябре 1940 года Хаусхофер пригласил герцога Гамильтона в Лиссабон для предварительных мирных переговоров. MI-5 перехватила письмо и поинтересовалась, готов ли герцог принять предложение. "Гамильтон сказал, что поедет лишь если ему официально прикажут это сделать", - пишет газета. Но тут прибыл Гесс. Гамильтон до конца войны служил в командовании британских ВВС. "Аристократическая "партия мира", в которую верили Гесс и Хаусхофер, так и не появилась", - отмечает издание.
Смерть Гесса также овеяна загадками: при первом вскрытии, которое провел британский патологоанатом, заключили, что он повесился, при втором, которое проводил патологоанатом из Мюнхена, - что его задушили. "В пьесе Липскомба содержится не очень тонкий намек, что Гесса убили британские спецназовцы по приказу Маргарет Тэтчер, которая боялась, что в случае освобождения Гесс расскажет правду о своем перелете в Шотландию", - пишет издание. Любопытно, что в ночь, когда Гесса обнаружили мертвым, охрану Шпандау несли американцы.