Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 ноября 2002 г.

Жан-Луи Тюрлен | Le Figaro

Единодушная позиция ООН в отношении Саддама Хусейна

Теперь у Саддама Хусейна, начиная с минувшей пятницы, в запасе есть семь дней, чтобы принять условия резолюции по мирному разоружению Ирака, которую только что единогласно принял Совет Безопасности ООН. От ответа Саддама зависит, как еще раз напомнил президент Джордж Буш, приветствовавший результаты ооновского голосования, будет ли война или наступит мир.

ООН выиграла первый бой. Ключ к успеху: вновь достигнутое единство по вопросу об усиленном режиме инспекций по разоружению, который оставляет иракцам реальную возможность сотрудничества, но при этом не позволяет безнаказанно водить инспекторов за нос, как это было раньше. Однако теперь все находится на краю пропасти. Голосование в урезанном составе, отразив волю международного сообщества, обрекло бы на провал дипломатический подход, рассматривавшийся как последний шанс.

Согласившись на возвращение инспекторов после четырех лет отказа, Багдад посеял в Совете Безопасности разногласия между сторонниками новой резолюции и теми, кто, как и Россия, считали достаточными уже имевшиеся диспозиции. Франция в юридическом плане поддержала Москву, но присоединилась к Вашингтону, сочтя политически желательным принятие новых правил игры.

Первые американские предложения породили сомнения в истинных намерениях Джорджа Буша: разоружение Ирака или смена режима в Багдаде. Неприкрытая угроза одностороннего и почти автоматического военного наказания за малейшее нарушение Ираком новых правил, расцененных как невыполнимые или провокационные, сдерживалась лишь риском применения права вето одним из трех постоянных членов СБ ООН, выступавших против американского текста ? Францией, Россией и Китаем, а также отсутствием большинства среди десяти непостоянных членов Совета Безопасности.

Лишь глубоко переработанный текст, отдающий приоритет инспекциям и их эффективности, получил в пятницу единодушную поддержку СБ ООН. И Франция во многом содействовала этому. "Эта резолюция повышает роль и авторитет Совета Безопасности. В этом была основная и неизменная цель Франции", ? заявил накануне голосования постоянный представитель Франции в ООН Жан-Давид Левитт, который боролся за каждую запятую в тексте, чтобы снять малейшую двусмысленность в знаменитой двухэтапной формуле, на которой настояла Франция: любое новое нарушение со стороны Ирака будет рассмотрено ООН прежде, чем будет принято какое-либо решение о последствиях этого нарушения.

Французскую сторону удовлетворили четыре основных момента: возвращение дебатов к теме разоружения (а не смена режима); примат международного права над односторонними решениями; принятие жесткого, но не провокационного инспекционного режима; отказ от автоматического нанесения американских ударов.

По этому последнему пункту труднее всего было убедить Россию. США недвусмысленно приняли принцип двухэтапности, но относительно третьего этапа, который в резолюции точно не оговаривается: те "серьезные последствия", с которыми столкнется Ирак, если не будет "полноценно" сотрудничать с инспекторами, сохраняется неясность ? не развязывает ли эта формулировка руки США для военного вмешательства без явного на то согласия ООН, выраженного в форме новой резолюции?

Во всяком случае, именно так интерпретируют ее американские дипломаты ? Джордж Буш постоянно напоминал, что в случае бездействия ООН США оставляют за собой право действовать самостоятельно. Их французские коллеги убеждены, что добились максимума уступок, успокаивая себя тем, что до наступления третьего этапа процедура будет соблюдена и в обход Совета Безопасности ничего не будет предпринято.

Таким образом, всем удалось "сохранить лицо". Текст несовершенен, но американские уступки принимают в расчет суть всех выраженных пожеланий, будь то сделанное по требованию России напоминание о возможном снятии санкций, предусмотренном резолюцией ? 1382, упоминание о позитивной роли генерального секретаря ООН Кофи Аннана, Лиги арабских государств и Сирии, или набор технических деталей, облегчающих эффективную работу инспекций.

По этому пункту Франция решила положиться на советы главы комиссии инспекторов Ханса Бликса ? единственного, кто разбирается в данной проблеме. Потребовав немедленного и неограниченного доступа к местам проверки, Совет Безопасности пошел вслед за Вашингтоном. Ход ? за Саддамом.

Источник: Le Figaro


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru