Политическая борьба не обязательно остановит реформы в российской экономике
Огромная страна только что пережила демократическую революцию, сбросила оковы тирании и осуществляет беспрецедентный эксперимент в сфере конституционного правления. Страна расколота, особенно после отставки первого президента. Второй послереволюционный президент начинает душить СМИ, принимать законы, позволяющие сажать в тюрьму несогласных и проводить экономическую политику, которая сосредоточит больше власти в руках центрального правительства.
Наверное, нечестно сравнивать Владимира Путина с Джоном Адамсом. Но важно взглянуть на политические схватки и дебаты в сегодняшней России в исторической перспективе и признать, что во всех великих начинаниях были отступления, ни одной стране не удалось просто повернуть выключатель и превратиться в открытое общество без острых дебатов, кровопролития или чего похуже. Спросите французов, сколько республик, монархий и империй пережили они после революции. Спросите американцев, легко ли было объединяться перед испытанием, каким стала гражданская война.
Никто не пытается оправдывать нынешнюю кампанию российского президента Владимира Путина против ЮКОСа и его "олигарха" или ограничения свободы прессы. Но необходимо поставить нынешнюю борьбу в контекст огромного скачка вперед, совершенного Россией за последние 12 лет, и отдать должное тому, что заслуживает положительной оценки, в том числе и самому Путину.
Хорошие новости, плохие новости
В октябре индекс российских акций RTS, который в этом году уже вырос вдвое, достиг рекордно высокого значения, и Moody's повысило рейтинг России до инвестиционного. Хотя о китайском буме знали все, хорошие новости о российском демократическом и капиталистическом подъеме только начала доходить до сознания мира, и тут появились плохие новости.
И все же сегодня российская экономика растет быстрее всех в мире, обгоняя, в частности, китайскую. Страна богата природными ресурсами, имеет образованное население и, с точки зрения некоторых наблюдателей, осуществляет успешный демократический эксперимент. Поворотным моментом стало 12 июня 1991 года - день, когда Борис Ельцин был избран президентом. В первые шесть месяцев президентства, спустя всего год после выхода из коммунистической партии, Ельцин подписал договоры, создающие новое независимое российское государство, освободил 14 других республик и покончил с коммунистической эрой Советского Союза.
Ельцин обеспечил создание новой конституции, гарантирующей основные гражданские свободы, в том числе свободу слова, право на частную собственность, свободу вероисповедания и печати. К 1995 году Россия вернулась к своим границам XVII века.
Была освобождена и экономика. Государственные активы, самая большая часть экономики страны, были переданы в частный сектор. По данным американского Управления международного развития, в 1990 году доля частного сектора в российском ВВП составляла 5%. К 2001 году этот показатель подскочил до 70%.
Граждане России в одночасье стали владельцами земли и квартир. Денационализированы были миллионы акров земли. Была приватизирована огромная нефтяная промышленность, и процесс этот оказался столь же важным, сколь и коррумпированным. Сегодня объем производства нефти российскими частными компаниями превышает 7 млн баррелей в день, и страна идет вровень с Саудовской Аравией.
Путиномика
Когда в конце 1999 года к власти пришел Путин, многие опасались, что бывший полковник КГБ попытается возродить административно-командную экономику. Но Путин продолжил улучшать жизнь россиян, проводя рыночные реформы. Он снизил налоги, отменил государственное регулирование в монополиях, реформировал судебную систему и продолжил приватизацию жилья и земли. Он проводит глобализацию российской экономики, заключая торговые сделки и добиваясь вступления во Всемирную торговую организацию.
Одним из первых шагов, совершенных Путиным после прихода к власти, стало введение 13-процентного единого налога, на 4% ниже того, за который борется в США Стив Форбс. Налоговые поступления в России выросли более чем на 50%.
Россия радикально сократила армию. Сегодня военные расходы составляют почти такой же процент ВВП, как и в Америке, но в пересчете на доллары они намного меньше, так как российская экономика намного меньше американской. Российский ядерный арсенал сокращен до одной пятой советского уровня. Россия согласилась на выход Вашингтона из Договора по ПРО и на расширение НАТО на восток.
За 12 лет беспрецедентных политических и экономических реформ заложены основы здорового свободного рынка. Несмотря на икоту и чихание, экономика в целом дышит свободно. По оценкам, российский ВВП за первое полугодие 2003 года вырос на 7,2%. После кризиса рубля 1998 года ежегодный рост составлял в среднем 6%. Правительственные закрома ломятся от рублей, и страна имеет большое торговое сальдо. Скоро американские протекционисты начнут жаловаться на Россию так же, как и на Китай.
По словам премьер-министра Михаила Касьянова, капитализация российского рынка ценных бумаг "растет быстрее всех в мире". Возможно, это мыльный пузырь, но за подъемом стоят и фундаментальные изменения. В прошлом году Россия, в первый раз с 1913 года, стала экспортером зерна, и только что собран новый большой урожай. Помогла хорошая погода, но приватизация и индустриализация аграрного сектора тоже начинает оказывать влияние.
Появляются и западные инвесторы. По данным опроса, проведенного консалтинговой компанией A.T. Kearney, сегодня Россия занимает восьмое место среди стран, привлекательных для иностранных инвестиций, сразу за Великобританией. Несмотря на бурные продажи на бирже RTS в последние две недели, рубль и государственные бонды стабильны, что свидетельствует о прочности основ.
Россия стала наиболее быстро развивающимся розничным рынком для таких межнациональных игроков, как Ikea, L'Oreal, Nestle и Procter & Gamble. Магазины этих компаний наводняют страну. И хотя средний россиянин зарабатывает лишь около 144 долларов в месяц, доходы увеличиваются более чем на 20% в год. А за последние два года потребительские расходы выросли на 42%.
Другие инвестируют в человеческий капитал, особенно в сфере высоких технологий. Такие компании, как Motorola, LG, Samsung, Intel, Microsoft и Sun Microsystems, открыли в России крупные центры по разработке программных продуктов. Lockheed Martin ведет успешное партнерство в области космических запусков, а IDT создает телекоммуникационный бизнес.
У инвесторов есть и проблемы. Бухгалтерская отчетность и финансовая прозрачность и близко не подошли к западным стандартам. Многие демографические тенденции негативны, хотя показатели продолжительности жизни в таких быстро развивающихся регионах, как Москва и Петербург, начинают расти.
Возникают угрозы политической свободе: закрытие независимых телеканалов и продолжающееся расследование против ЮКОСа, чей богатый хозяин финансирует политическую оппозицию.
Сила рынка
Путин утверждает, что поворот на 180 градусов невозможен и рыночные реформы не будут свертывать. В ближайшие месяцы он примет важные политические решения о том, продолжится ли прогресс. Но важно, что джины рынка и демократии выпущены из бутылки, и сползание Путина и его правительства к авторитарной реакции в политическом и экономическом смысле потребует опустошительных расходов.
Сторонники свободы и рынка подтверждают это, выступая в защиту ЮКОСа и вывозя капиталы из страны. Недавние заявления Путина и его помощников наводят на мысль о том, что они уловили идею.
Не надо долго всматриваться в Россию, чтобы увидеть недостатки, ошибки и криминальную деятельность. Но не стоит упускать из виду и то, что произошедшие перемены радикальны и глубоки. Президент Путин играет важную роль в этом прогрессе, особенно экономическом. И это дает основания надеяться, что сила рынка победит прошлое, связанное с КГБ.
Даже Америке понадобилось четыре попытки и шесть лет, чтобы отменить рабство. После десятилетий, прожитых Россией при тоталитаризме, сегодняшние реформы кажутся невероятными. Борьба между западниками и славянофилами, длившаяся более 200 лет, не может кончиться в один день. Но рынок и демократия побеждают.