В результате трех взрывов, прогремевших в среду вечером в отелях Аммана, погибло более 50 человек, ранено не менее 110, а обычно спокойный город охватила паника.
Власти Иордании сразу же перекрыли крупные столичные трассы и направили десятки санитарных, полицейских и военных машин для доставки раненых в полдюжины переполненных больниц. Сухопутные границы страны были закрыты примерно на час после взрывов.
Ни одна организация пока не взяла на себя ответственность за теракт, но правительственные чиновники заявили, что координация и исполнение - по-видимому, смертниками - характерны для почерка "Аль-Каиды".
Взрывы последовали друг за другом около 21:00 часа. Несколько часов спустя на центральных улицах оставались сотни людей. Среди них - постояльцы пострадавших отелей, которые говорили, что не знают, куда им деваться, и родственники жертв, метавшиеся из больницы в больницу в поисках информации о своих близких.
"Я как минимум двадцать раз ездил в Иорданскую больницу. Пассажиры кричали и плакали, матери были в прострации. Я просто потрясен", - сказал Марван Мухаммед Хани, 22-летний таксист, машина которого во время взрыва в отеле Grand Hyatt находилась на стоянке рядом с ним.
Все взрывы произошли в отелях, принадлежащих западным владельцам. Первый из них унес более 20 жизней в Grand Hyatt, одном из крупнейших отелей города. В отеле Radisson SAS, тоже находящемся в западной части центрального района Аммана, было убито не менее 20 гостей свадьбы, проходившей в банкетном зале.
Первые сообщения дают основания полагать, что эти два взрыва совершили террористы-смертники, хотя полиция утверждает, что по крайней мере в одном из отелей было оставлено взрывное устройство. В третьем случае - на улице у отеля Days Inn - взорвалась машина, начиненная взрывчаткой.
По количеству жертв это крупнейшая атака на отели после 23 июля, когда при взрывах в трех гостиницах египетского курорта Шарм-эш-Шейх погибло 88 человек.
"Мы пока не знаем, зачем они это сделали. Очевидно, что тот, кто взорвал себя в свадебном зале, не желает добра ни своей стране, ни другим людям", - заявил вице-премьер Иордании Марван аль-Муашер журналистам, собравшимся у отеля Radisson. Он сказал, что на 23:30 известно о 57 погибших, и большинство жертв - иорданцы.
Несмотря на близость к Ираку, Амман считается одной из самых спокойных ближневосточных столиц, и элитные отели охраняются минимально. Водители могут ставить машины прямо у главных входов многих отелей, где нет ни металлодетекторов, ни охранников. Однако через несколько часов после терактов полиция закрыла движение на улицах, прилегающих к крупным отелям, а сотрудники проверяли наличие ключей от номеров у всех входящих.
"Здесь все расслабились. Казалось, что никого не волнуют меры безопасности", - сказал иорданский журналист Джамиль Нимри, стоя у развалин Radisson.
Иорданские спецслужбы за последние годы предотвратили ряд серьезных терактов. Планируя так называемый теракт тысячелетия, иорданец Абу Мусаб аз-Заркави - ныне объявленный в розыск лидер боевиков в Ираке - наметил в качестве мишеней несколько городских объектов, включая Radisson. Теракт планировалось совершить в новогоднюю ночь 1999 года. Планы были раскрыты, и аз-Заркави бежал из страны.
В апреле 2004 года была предотвращена химическая атака в Аммане, в результате которой, по оценкам властей, могло погибнуть до 20 тысяч человек. Полиция утверждает, что летом того же года предотвратила теракт против отелей и посольств.
В августе нынешнего года группировка "Аль-Каиды" в Ираке, которую возглавляет аз-Заркави, заявила, что выпущенные ее боевиками ракеты типа "катюша", ближнего радиуса действия, едва не попали в американский военный корабль в иорданском порту Акаба на Красном море.
"Все указывает на причастность "Аль-Каиды" и аз-Заркави к тому, что произошло сегодня вечером, - заявил помощник спикера иорданского парламента Мухаммед Арсалан, побывавший в среду на местах всех трех взрывов. - Они делали попытки давно, но нам везло. Но они нашли слабое звено".
Власти Иордании объявили пятницу днем траура. Король Абдалла, выступая по национальному телевидению, заявил, что "преступники, кем бы они ни были, не уйдут от правосудия".
В Вашингтоне президент Буш выступил с заявлением: "Варварские теракты вновь продемонстрировали жестокость террористов и урон, который они наносят цивилизованному обществу. Мы обещаем всемерную поддержку народу Иордании и королю Абдалле в их попытках предать террористов суду".
Сотрудники Grand Hyatt объявили тревогу сразу же после взрыва, который, по словам постояльцев, произошел в баре на первом этаже. Сначала постояльцев отвели в убежище, находящееся в подвале. Затем им раздали одеяла и попросили покинуть здание через аварийные выходы.
Усама Джабр, 59-летний врач из Ирака, сказал, что приехал в Амман на съезд кардиологов и рассчитывал на "мир и покой". Он и его коллеги находились в ресторане Grand Hyatt, когда "услышали звук, как при ракетном обстреле, я однажды слышал такой в Багдаде", сказал он. "Взрыв был очень сильный. Мы увидели дым, разбитое стекло, всех охватила паника. Один из официантов плакал и кричал, так как ему в глаза попали осколки".
Родственники жертв собрались у Иорданской больницы; волнение усиливалось, так как полиция забаррикадировала двери и никого не пропускала внутрь. Дважды плачущие женщины прорывались через полицейские кордоны к дверям, но персонал больницы отправлял их обратно.
Мужчина, говоривший по мобильному телефону, упал на колени и закричал: "Нет, нет, нет!" Друзья подняли его и увели к машине. Там 35-летний Ахмед Зеркиа, прислонившись к машине, дрожащими пальцами стал нажимать кнопки телефона. Его брат, 50-летний Ареф, был на свадьбе в числе многих других родственников.
"Мне позвонил кузен и сказал: "Твой брат погиб". Но я хочу знать наверняка, и я приехал сюда. Это мой старший брат. Он мне как отец. Я не могу дозвониться никому из его семьи".