В четверг Европейский суд по правам человека вынес решение по двум делам, постановив, что Россия несет ответственность за исчезновение и вероятную гибель двух чеченцев, отца и сына, а также за убийство чеченки, чье тело было позже обнаружено в братской могиле
Суд, работающий во французском Страсбурге, установил, что российские военнослужащие захватили Саида-Хусейна Имакаева, в то время ему было 23 года, на блокпосту в Чеченской республике в 2000 году. Его отец, Саид-Магомет Имакаев, постоянно требовавший дать объяснения по поводу ареста сына, исчез спустя четыре месяца после своего обращения в суд. Больше мужчин никто не видел.
Суд вынес порицание российским властям за непредоставление необходимых документов, связанных с делом, под предлогом того, что они содержат государственную тайну.
Марзет Имакаева, жена и мать жертв, сообщила, что удовлетворена вынесенным решением, но хочет знать, что случилось с ее мужем и сыном, и похоронить их, если они мертвы. В 2004 году Имакаева переехала в США с другим сыном, дочерью и внуком, им было предоставлено убежище. "Чтобы спасти уцелевших детей, мне пришлось уехать", - рассказала она в прошлом году Washington Post.
По второму делу суд признал Россию ответственной за убийство Нуры Лулуевой, чье тело было обнаружено в 2001 году среди 50 трупов, найденных в крупнейшем массовом захоронении Чечни. Братская могила находилась менее чем в миле от российской военной базы. Многие из жертв, одетые в гражданскую одежду, были связаны по рукам и ногам.
Как установил суд, 40-летняя Нура Лулуева была арестована в июне 2000 года группой российских солдат.
"Суд счел, что существуют доказательства, не оставляющие "разумных оснований для сомнения" в том, что власти ответственны за гибель Нуры Лулуевой", - сообщается в постановлении суда.
Ян Тер Лаак, председатель правления Правовой инициативы по России, которая передала оба дела в Европейский суд, заявил, что эти дела продемонстрировали не только "невообразимые нарушения", имевшие место в Чечне, но также безразличие российских властей к этим нарушениям и то, как далеко заходит их готовность выгораживать своих военных.
По его словам, "то, как Россия ответит на данные постановления, явно покажет, готова ли она соблюдать права человека и Европейскую конвенцию".