В интервью испанской El País лидер профсоюза "Солидарность" Лех Валенса утверждает, что первая "стена" была разрушена в 1980 году на польских верфях, а падение Берлинской стены стало скорее поводом сделать хорошие фотографии.
"В 1980-м на верфях мы попытались использовать стратегию коммунистов против коммунистов. Мы организовали людей, и нас поддержали в других странах. Папа (Иоанн Павел II), сыгравший важнейшую роль, призвал молиться не только в Польше, но и в других странах. Мы обнаружили, что нас - миллионы, и коммунисты впервые оказались не в состоянии организовать более многочисленную демонстрацию, чем наши. В результате они почувствовали свою слабость, и это стало важным фактором их краха", - сказал Валенса.
"Мы подрывали коммунизм, а жители ГДР бегали по посольствам других стран, что и привело к падению Берлинской стены. Я боялся, что советский лидер Михаил Горбачев решит остановить это массовое бегство и тем самым уничтожит нашу победу. Это была опасная игра. Но нам повезло, что Горбачев был слабым политиком и все обошлось", - приводит издание слова Леха Валенсы.
По его мнению, Горбачев, Коль и Буш "случайно стали "отцами" разрушения стены - их подтолкнули к этому массы". "В Советском Союзе многое изменилось, в том числе в руководстве, потому что лидеры умирали один за другим. Такая ситуация невольно привела к некоторой дестабилизации. Одновременно мы начали мобилизацию масс, и Горбачев не знал что делать. У него не было другого выбора, кроме как смириться с происходящим. Профессиональные политики не сумели это предвидеть", - отметил он в беседе с корреспондентом Чарльзом Холи.
Как признался Валенса, если бы в момент начала борьбы ему сказали, что он будет жить в такой Польше и Европе, как сейчас, он бы не поверил. Но все равно, оглядываясь назад, он видит упущенные возможности и не испытывает удовлетворения: "Демократия состоит из трех элементов. Во-первых, закон защищает принципы плюрализма. Во-вторых, эти законы идут людям на пользу. В-третьих, кошелек у людей достаточно толст, чтобы демократия была им выгодна. В Польше есть юридические основы демократии, но мы пока не научились извлекать из этого выгоду. И с нашими кошельками становится все хуже", - признал он.