Спад экономики - некая абстрактная штука, которая, как правило, ощущается на банковском счете. Но в Москве, пишет экономический обозреватель газеты Neue Zuercher Zeitung, "рецессию можно ощутить на практике: с наступлением зимы и снегопадов кризис подстерегает россиян на каждом шагу". Люди поскальзываются, плохо держатся на ногах, спотыкаются или вообще падают.
"Снегопады в России - такая же неожиданность, как песчаные бури в Сахаре, - продолжает корреспондент. - Ранее уборка снега во многих российских городах входила в обязанности гастарбайтеров из Средней Азии и с Кавказа. Они десятками появлялись в городском пейзаже вместе с первыми снежинками и неустанно заботились о тротуарах". Но уже вторую зиму подряд это в прошлом: "обесценивание российского рубля сделало их зарплаты меньше, и в итоге многие гастарбайтеры возвратились в родные страны", говорится в статье. Коммунальщики "страдают от нехватки средств и нанимают меньше уличных рабочих". В то же время иммиграционные законы стали строже, а чем больше бюрократии, тем дороже въезд в страну.
В российском обществе, замечает автор, "процветает латентный расизм, и до кризиса метать громы и молнии в адрес мигрантов считалось хорошим тоном - хотя никто из местных не хотел браться за их работу": "И хотя продуктивность их работы заставляла взывать к небесам, прогуливающийся экономист хотя бы мог поднять к небу глаза. Теперь же он рискует расквасить нос. Все идут уткнувшись в землю, ведь в зависимости от причуд погоды людям приходится преодолевать глубокий снег, скользить по гололеду, ковылять по промерзлой земле, форсировать снежное месиво или огромные лужи".
Вряд ли это можно назвать прогрессом, пишет немецкий журналист.