Так уж устроены встречи на высшем уровне: если настроение хорошее, а общие интересы крепки, то о каждом, даже самом маленьком достижении звонят во все колокола, если же дело обстоит наоборот, тогда царит уныние. В Екатеринбурге хозяин Владимир и гость Герхард выбрали первый вариант. При этом дела, о которых они договорились, совсем не мелкие. Вопрос, являются ли они хорошими, в отдельных случаях остается открытым.
Хорошей, полезной и разумной является договоренность об утилизации разрушающихся атомных подводных лодок на Кольском полуострове.
Большое значение имеют экономические соглашения: они укрепляют сотрудничество стратегических масштабов. Намек Владимира Путина на то, что вполне возможно производить оплату за нефть в евро, а не в долларах, соответствует идее о многополярности, о которой много говорилось и до, и после войны в Ираке. С другой стороны, проект строительства газопровода по дну Балтийского моря попал в папку под названием "Утопия".
Вероятно, не совсем хорошо обстоит дело с правом осуществлять снабжение войск Германии в Афганистане через Россию. Вопросы вызывает сама операция в Кундузе, где германский министр обороны видит передовую линию обороны Европы (непонятно только, от кого) и где процесс демократизации, о котором так громко раструбили, идет совсем не так, как он должен идти.
Владимир Путин и Герхард Шредер договорились о том, что можно сделать. Это соответствует менталитету обоих и вписывается в традицию урегулировать российско-немецкие вопросы через мужскую дружбу. Может быть, это и так. Однако этого недостаточно. Чтобы отношения двух крупнейших европейских народов оставались стабильными и дружественными, должны подружится два гражданских общества. Но, к сожалению, в России гражданского общества практически нет. Над этим следует работать.