Полоса препятствий, которую преодолели четыре роботизированные машины, возвещает о возникновении вождения без водителей - не менее важного, чем полеты братьев Райт.
Четыре роботизированные машины прошли 132-мильную полосу препятствий в калифорнийской пустыне Мохаве, не получив ни единой команды от людей.
Команда победителей, которая представила модернизированный VW Touareg, получает от Пентагона 2 млн долларов. Пентагон выступил спонсором гонок, чтобы ускорить разработку машин, которые могут действовать в зоне боев, не подвергая опасности солдат.
Источники в американской армии утверждают, что первые машины без водителей, возможно, будут применены в течение пяти лет.
Участники соревнований, среди которых была одна из версий военного Hummer, сумели преодолеть пересохшие озера и густой кустарник, а также опасные горные перевалы.
Провести гонки в пустыне Мохаве решили из-за ее сходства с Ираком и Афганистаном.
Роботы, которым было запрещено получать команды с пульта управления, должны были "увидеть" препятствия, создаваемые людьми, и увернуться от них. У некоторых из них на крышах были установлены огромные лазерные датчики, похожие на глаз.
Volkswagen, в чьем американском рекламном слогане говорится: "Требуются водители", написал на своей машине новый девиз: "Водители не нужны".
Хотя соревнования организовало Управление перспективных исследовательских проектов министерства обороны США (DARPA), новая технология отразится и на штатских.
Новым этапом в автомобилестроении, возможно, станет автомобильная версия автопилота.
Некоторые современные японские машины уже оборудованы системой "адаптивного крейсерского контроля", которая меняет скорость машины на шоссе в соответствии с тем, как движется автомобиль перед ней.
Достижения одного года впечатляют. В прошлом году на Grand Challenge ни одна роботизированная машина не дошла до конца дистанции. Машина Sandstorm, построенная Университетом Карнеги-Меллона, преодолела самое большое расстояние - чуть больше семи миль.
Соревнования нынешнего года начались в субботу в 6:40 утра на парковке казино Buffalo Bill на границе Калифорнии и Невады. Собралось 5 тыс. зрителей, пресса следила за происходящим с вертолетов.
Каждому участнику на прохождение дистанции давалось 10 часов, они стартовали в разное время, чтобы избежать столкновений.
За два часа до начала соревнований 23 команды получили CD-Rom с координатами трассы в системе GPS. После того как машинам сказали, куда ехать, общение с людьми прекратилось.
"Единственное, что мы могли сказать машине: "Вперед", - заявил 30-летний Майкл Монтемерло, один из лидеров команды Стэнфорда, который представил синий VW Touareg по имени Stanley.
Stanley, оборудованный лазерной системой навигации, радаром и видеокамерой, которая помогала ему "видеть" удаленные объекты, прошел дистанцию менее чем за восемь часов.
"Идея в том, что машина умеет отличить хороший ландшафт от плохого и не уходить с хорошего, - сказал Монтемерло. - Звучит просто, но не так-то легко сделать это четко и быстро".
На дистанции машины должны были подавать сигнал тревоги. Их сопровождал эскорт DARPA. Агентство могло дать машинам две команды: "остановись" и "замри". Вторая команда выключала двигатель. Агентство, созданное в 1958 году в ответ на запуск советского спутника, связано с многими технологиями, изменившими нашу жизнь, включая Arpanet, ставшую интернетом, и GPS.
Директор DARPA Энтони Тесер заявил, что соревнования помогут американской армии выполнить задачу, поставленную конгрессом, и сделать к 2015 году треть своего автопарка машинами без водителей.
Самый волнующий этап наступил после первых 102 миль, когда Stanley обогнал автоматизированный "Хаммер", построенный студентами Университета Карнеги-Меллона и названный Highlander.
Услышав вопрос, можно ли поставить Stanley на шоссе и велеть ему самому ехать домой, Монтемерло подмигнул. "Stanley еще не знает, что делать с другими движущимися объектами", - сказал он.
Справка о Stanley
Имя: Stanley
Модель: модернизированный синий VW Touareg с усиленным передним бампером и тормозными панелями для защиты днища, когда машина не на шоссе.
Как он работает? Машина "видит" при помощи лазера, видеокамеры и радара и анализирует безопасность трассы, используя семь компьютеров, находящихся в багажнике.
Цена: неизвестна, но, вероятно, миллионы.
Создатели: группа из 60 преподавателей и студентов Стэнфордского университета, Калифорния.
Когда он станет доступным? Военные утверждают, что первые машины без водителей, возможно, будут введены в эксплуатацию к 2010 году.