Siemens стремится получить миноритарный пакет акций в машиностроительном концерне "Силовые машины" и надеется на государственные заказы
Siemens AG может стать младшим партнером российского государства. Государственный монополист в области электроэнергии РАО "ЕЭС России" предложил немцам миноритарный пакет акций в самом большом машиностроительном концерне страны "Силовые машины". Пока у концерна Siemens 4,38% акций в "Силовых машинах" и, по словам одного представителя, концерн собирается вести переговоры об увеличении своей доли. Позволит ли российское государство немцам приобрести желаемый блокирующий миноритарный пакет, пока неясно.
Партнером Siemens в переговорах является бывший главный российский приватизатор Анатолий Чубайс, который возглавляет РАО ЕЭС. Монополист в области электроэнергии две недели назад приобрел блокирующий миноритарный пакет акций "Силовых машин". Еще одной долей, в 30,41% акций, РАО ЕЭС и бывший основной владелец "Силовых машин" "Интеррос" управляют вместе. Возможно, этот пакет в скором времени целиком перейдет к РАО ЕЭС. В любом случае совет директоров в течение месяца должен решить, "будет ли приобретение контрольного пакета акций целесообразным".
Промышленный концерн "Интеррос", принадлежащий мультимиллиардеру Владимиру Потанину, уже в течение двух лет пытается уйти из "Силовых машин". Предприятие не вписывается в профиль концерна. Если РАО ЕЭС приобретет контрольный пакет акций, то решающим в "Силовых машинах" будет слово государства.
У российского правительства есть планы создать на основе "Силовых машин" государственный машиностроительный концерн. Его можно было бы сформировать за два года, и он приобрел бы монопольное положение.
"Если государство получит контроль над "Силовыми машинами", то ему потом будет легче объединить все самые привлекательные активы в этой области под одним началом", - говорит аналитик Елена Сахнова из московского инвестиционного банка UFG. Это бы вписалось в стратегию президента Владимира Путина, который делает ставку на усиление влияния государства в экономике и подталкивает концентрационные процессы, прежде всего, в сырьевой отрасли экономики.
Роль миноритарного акционера в российском государственном концерне, конечно, не очень привлекательна. Однако Siemens ожидает, что он будет получать государственные заказы. В следующие годы потребуются инвестиции в машиностроение в миллиардном размере.
Концерну Siemens весной после длившихся несколько месяцев переговоров, несмотря на согласие президента Путина, не удалось приобрести "Силовые машины". Спецслужбы наложили свое вето, и антимонопольная служба в результате запретила покупку под предлогом ее противоречия интересам национальной безопасности. "Силовые машины" производят также оборудование для военной промышленности.
Чистая прибыль концерна "Силовые машины" в прошлом году при обороте в 661,9 млн долларов составила 10 млн долларов. Тот факт, что возможный новый главный акционер - РАО ЕЭС - одновременно является и главным заказчиком машиностроительного концерна, аналитики оценивают как опасный конфликт интересов.
Siemens в России постигает одна неудача за другой. Сначала была приостановлена покупка "Силовых машин", которая, как считалось, должна была произойти наверняка. Теперь может лопнуть сделка на заказ на скоростные (немецкие) поезда ICE для российской железной дороги на сумму 1,5 млрд евро, после того как новый президент российских железных дорог Владимир Якунин объявил, что он не собирается "субсидировать" немецкую экономику. И, наконец, бывший начальник отдела сбыта из Siemens причинил неприятности, объявив, что концерн в течение многих лет тратил миллионы на взятки российским чиновникам, чтобы получать заказы на медицинское оборудование.