Во вторник западная пресса обсуждает реакцию мирового сообщества на ядерные испытания в Северной Корее, которых, возможно, и не было вовсе. Так, The Washington Times со ссылкой на разведывательные службы США заявляет, что вчера Северной Кореей не был произведен первый ядерный взрыв.
Американские чиновники на условиях анонимности сообщили, что, по сейсмическим данным, сработала мощная взрывчатка, используемая для вызова цепной реакции в плутониевом заряде, однако дальнейшие показатели не характерны для ядерного взрыва. "Мы все еще работаем с данными, продолжает поступать новая информация, и мы надеемся получить более четкую картину", - сообщил один из чиновников, ознакомленных с отчетами разведки.
"Была зарегистрирована сейсмическая активность силой около 4 баллов по шкале Рихтера, но все еще неясно, было ли это последствием ядерных испытаний. Подобные сейсмические последствия может вызвать использование большого количества взрывчатого вещества".
По словам властей, сила подземного взрыва, который Пхеньян назвал ядерными испытаниями исторического значения, составляет несколько сотен тонн в тротиловом эквиваленте, что крайне мало для ядерного взрыва, мощность которого измеряется несколькими тысячами тонн тротила - килотоннами. Таким образом, сообщил источник, "это похоже скорее на хлопок, чем на взрыв".
Для успешной детонации ядерного заряда требуется правильно рассчитанный по времени и четко проведенный подрыв обычной взрывчатки, который приведет к расщеплению атомов и вызовет цепную ядерную реакцию, порождающую мощный взрыв атомной бомбы.
The Washington Post в статье "Ось зла" вновь не дает покоя Соединенным Штатам" указывает на то, что Иран будет пристально наблюдать за дипломатической реакцией на недавние северокорейские испытания, чтобы понять, насколько далеко ему можно зайти в собственной ядерной программе.
Политические стратеги спорят о том, как северокорейские испытания повлияют на промежуточные выборы в США, которые состоятся через четыре недели. Некоторые республиканцы предсказывают, что это отвлечет внимание от скандала с конгрессменом Марком Фоли и напомнит избирателям о мировых опасностях, с которыми лучше справляются жесткие лидеры. Ряд демократов настаивают, что последние события будут рассматриваться как очередная внешнеполитическая ошибка Буша, и пытаются поскорее возложить вину на республиканцев.
Государственный секретарь Кондолиза Райс, судя по всему, намеревается вскоре совершить поездку в азиатский регион, чтобы заручиться поддержкой со стороны Китая, Японии и Южной Кореи в том, что касается жестких ответных мер. Ряд экспертов предсказывают, что, несмотря на недовольство китайских властей, достаточное для того, чтобы ввести определенные санкции, Китай остановится перед таким давлением на Пхеньян, которое может привести к падению правительства.
Berliner Zeitung указывает: проведенные испытания доказывают, что все то давление, которое оказывали пять сильнейших держав мира, требующих отказа от ядерного вооружения, не сработало даже на такой небольшой стране, как Северная Корея.
Случай с Северной Кореей в очередной раз демонстрирует: перемещение центра тяжести на международной арене, свидетелями которого в последнее время мы являемся, все больше приобретает статус проблемы, связанной с безопасностью. Вся система ООН, важнейшие договоры в области контроля за вооружением - то есть основа того, что принято считать миропорядком, - отражают по большому счету расстановку сил давно минувшей эры.
Державы антигитлеровской коалиции договорились в 1945 году об инструментарии, с помощью которого они предполагали в будущем контролировать международную политику и управлять ею. Позднее, правда, "красный" Китай занял место Тайваня, но система осталась.
The Wall Street Journal считает, что эти испытания подвергают новому напряжению ослабленную международную систему нераспространения - Договор о ядерном нераспространении, который на протяжении десятилетий регулировал мировое ядерное развитие.
Frankfurter Allgemeine пишет о том, что не совсем ясно, нарушает ли своими действиями Северная Корея международное право. Эта страна подписывала Договор о нераспространении ядерного оружия, но два раза выходила из него. Что касается Договора о запрещении испытаний ядерного оружия, который запрещает проводить любые ядерные испытания, Северная Корея к нему никогда и не присоединялась, указывает газета.