Николя Саркози совершает визит в Россию в тот момент, когда российская экономика переживает девятый год непрерывного роста. В свете достигнутых результатов можно считать, что страна преодолела "переходный кризис" 1991-1998 годов, приведший к потере около 40% ВВП конца советского периода. Только в первом квартале 2007 года России удалось достичь показателя ВВП 1990 года. Этот рост вызван не только повышением цен на углеводороды, но и является плодом все более эффективного проведения настоящей экономической политики. Второй президентский срок Владимира Путина, начавшийся в 2004 году, был отмечен значительным уклоном экономической политики в сторону решительной индустриальной диверсификации.
Постепенный отход от либеральных установок начался в 2004 году и оформился в "президентских приоритетах", сформулированных осенью 2005 года, и экономических решениях, принятых в 2006 году, особенно касающихся создания крупных государственных и полугосударственных компаний в различных отраслях промышленности. Правительственные перестановки февраля 2007 года, в результате которых министр обороны Сергей Иванов стал первым вице-премьером, можно считать важным символом этой тенденции. Сергей Иванов - один из российских руководителей, выступающих в поддержку активной индустриальной политики. Недавний уход из правительства Германа Грефа, одного из последних "либеральных" министров, еще один знак последовательности российской экономической политики.
Этот процесс не ограничивается узким правительственным кругом. Он вписывается в общие рамки эволюции, в ходе которой российские политические и экономические элиты сплачиваются вокруг интервенционистских установок, и находит свое выражение в развитии некой разновидности "экономического патриотизма". Сегодня такие понятия, как индустриальная политика, обязательное присутствие государственного сектора или протекционизм, уже не приводят к столкновениям между так называемыми "либералами" и "интервенционистами".
Российская решительность выражается в двойственном движении: утверждении государства в экономике и реконцентрации его промышленной деятельности. Мы стали свидетелями организации всей экономики вокруг трех секторов, в которых государство играет ту или иную роль: приоритетного, энергетического и сырьевого сектора, который должен напрямую контролироваться государством; сектора стратегических отраслей промышленности, действующего на основании логики диверсификации, когда участие иностранных партнеров возможно или даже желательно, как, например, в автомобилестроении; и сектора всех остальных отраслей промышленности, куда государство вмешивается, следя за соблюдением единого законодательства.
Диверсификация экономики стала стратегической осью экономической политики, оправданной опасностью зависимости от сырьевой отрасли. Эту же цель преследует Александр Шохин, председатель Российского союза промышленников и предпринимателей, призывающий к мобилизации части средств стабилизационного фонда и осуществлению того, что он называет "разумным протекционизмом". В ту же логику вписывается утвержденное Думой создание Банка развития, задачей которого будет финансирование долгосрочных проектов и инфраструктуры, а также помощь малым предприятиям, ориентирующимся на экспортные рынки. Необходимо также упомянуть, что стабилизационный фонд был разделен на несколько частей: инвестиционный фонд, фонд будущих поколений и нефтегазовый фонд, функция которого - защита бюджета на случай снижения мировых цен на топливо. Цели этих мер - создание эффективного инструмента экономического вмешательства со стороны государства.
Сегодня можно констатировать, что рост производственных отраслей промышленности в первом квартале был очень значительным (8%). Кроме того, в ближайшее время должна появиться крупная компания по развитию передовых технологий ("Ростехнологии"), которая станет важным партнером французских и европейских предприятий.
Итак, перед нами последовательная экономическая и индустриальная стратегия. Такая политика сегодня вызывает интерес у растущего числа стран. Наряду с оздоровлением экономики Россия выступает образцом страны, которой удалось ослабить бремя норм неолиберализма, чтобы гарантировать долгосрочное развитие. Это привело к важным последствиям для образа России во многих развивающихся и даже развитых странах. Хотя Москва уже не претендует на роль Третьего Рима или центр противостояния мировому капиталистическому порядку, Россия вновь становится надежным партнером в плане стратегии экономического и индустриального развития. Международный вес России усиливается за счет активных действий в углеводородном и горнопромышленном секторе.