Александр Лукашенко, возможно, последний диктатор в Европе, но геополитическая важность Белоруссии такова, что США не могут ее игнорировать
На прошлой неделе в Белоруссии прошли парламентские выбор, но в Америке этому никто не уделил внимания. На самом деле, Белоруссия лишь изредка попадает в зону нашего внимания и разве что иногда встречается в шутках. Так, когда Джон Маккейн говорил о наказании Фила Грэма, назвавшего США "страной нытиков", он отметил, что "всерьез рассмотрит возможность направления Грэма в качестве посла в Белоруссию, хотя не факт, что жители Минска к этому хорошо отнесутся".
Но если серьезно, должна ли Белоруссия иметь значение для американцев? То есть должны ли мы пытаться что-то сделать со страной, которую госсекретарь Кондолиза Райс однажды назвала "последней диктатурой в Европе"? Ответ очевиден: да. Есть все признаки того, что Белоруссия выходит из постсоветской спячки или, по меньшей мере, пересматривает свою пророссийскую направленность.
Среди положительных сдвигов можно отметить следующее: чудаковатый президент Белоруссии Александр Лукашенко начал выпускать на свободу политзаключенных, большая часть которых оказалась за решеткой после разгона мирной революции в марте 2006 года. Хотя ОБСЕ заявила, что последние выборы нельзя назвать ни свободными, ни честными - в парламенте не будет ни одного представителя оппозиционных партий - все же они показали некоторое улучшение обстановки по сравнению с предыдущими выборами. Лукашенко отказался, несмотря на давление Москвы, признать независимость мятежных регионов Грузии, Абхазии и Южной Осетии. Также этот бывший председатель колхоза нанял британскую компанию Bell Pottinger, занимающуюся пиаром, чтобы улучшить свой собственный имидж и репутацию своей страны на Западе (первый совет: сбрей эти ужасные усы).
Скептики скажут, что это не более чем уловка, чтобы оставить все как было: фальсифицировать итоги выборов и арестовывать диссидентов и в то же время заигрывать с соседями, Европой и Россией, добиваясь уступок с той и с другой стороны - финансовой помощи, дешевой энергии, снятия санкций. Говорят, что Лукашенко не готов пойти по стопам Каддафи и совсем не ждет приглашения в Белый дом. В конце концов, это ведь он весной прошлого года пинком выгнал всех американских дипломатов из Минска.
Но вдруг его можно убедить в том, что Белоруссия сможет стать более открытой и более привлекательной для инвесторов, даже если это будет означать большее инакомыслие в стране и отказ от нарушений прав человека. Эта диктатура на окраине Европы сейчас отчасти похожа на Югославию перед вторжением туда 10 лет назад. Хотя никто сейчас серьезно не говорит о смене власти в Минске военным путем, некоторые начинают понимать, что отношения Белоруссии с Россией в военной, политической и энергетической сферах - это не все, на что способна эта страна. Картинка российских танков, продвигающихся по Грузии, едва ли кого-то радует в Минске. А когда белорусы начнут платить за энергоресурсы по новым, более высоким ценам, они, возможно, начнут проклинать Путина так же, как сейчас они ругают Буша.
Вопрос в том, что Запад может предложить Белоруссии? Конечно, просто снятие санкций стало бы вознаграждением для Лукашенко за очередные сфальсифицированные выборы. Скорее, шагом в правильном направлении были бы осторожные попытки примирения. Особенно теперь, когда приближается зимний сезон, а значит, и более высокие цены на энергоносители. "Если Европа сделает один шаг в сторону политического и экономического сотрудничества, то мы в ответ сделаем три шага", - недавно заявил журналистам Лукашенко. Еще более эффективным было бы сотрудничество в сфере безопасности. В ближайшее время Белоруссия не собирается вступать в НАТО - хотя сейчас она более подходит для членства в альянсе, чем Грузия, поскольку у нее, по крайней мере, нет проблем с сепаратистами. С другой стороны, мы не должны рассматривать Белоруссию на некое продолжение России, ее своего рода плацдарм для экспансии на Запад.
В 2006 году я путешествовал по Белоруссии, разговаривал с местными жителями об их заботах, нуждах и пожеланиях. Конечно же, им нужны более высокие зарплаты, но, с другой стороны, они ценят, что их улицы чисты, города безопасны, а жизнь предсказуема, хоть и скучна. Многие хотят более тесного сотрудничества с Вашингтоном и Брюсселем, но в то же время не хотят вступления в ЕС и НАТО. Даже прикрепленный ко мне милиционер в штатском, наверное, был бы не против обсудить отношения Белоруссии и США за парой кружек пива.
Следующий президент США вряд ли должен игнорировать Белоруссию. Это буферная зона между НАТО и Россией, важная транспортная веха в системе поставок энергоресурсов в Европу и страна с огромным количеством нарушений прав человека. Пожалуй, следующему президенту стоит быть мудрее и не направлять в качестве наказания послом в Белоруссию такого своенравного советника, как Фил Грэм.