НАТО должно сказать властям в Тбилиси, что страна не сможет стать членом альянса
Европа может перевести дух. Россия сдержала слово и вывела свои войска из центра Грузии. Теперь начинается непростая работа по политическому решению конфликта, который выходит далеко за пределы Грузии и даже всего Кавказа. Речь идет о разбалансировке оборонной политики в Европе, которая произошла после того, как Москва больше не захотела безоговорочно принимать очередное продвижение НАТО к своим границам.
Поскольку никто в Европе не хочет холодной, не говоря уже о горячей конфронтации с Россией, предложенный французским президентом Николя Саркози, председательствующим в настоящий момент в ЕС, путь единственно разумный, поскольку единственно возможный. Отделение Южной Осетии и Абхазии от Грузии неприемлемо. Но тот, кто не хочет похоронить себя в постоянном противостоянии, должен исходить из реальных фактов, которые и привели к войне. Взяв на себя контроль над соблюдением условий перемирия, европейцы оказались в позиции, которая вынуждает их определять суть начинающихся переговоров с Москвой. Эти переговоры будут непростыми, но шансы на успех есть.
Президент России Дмитрий Медведев повторил свое предложение, уточнив, как он представляет себе новую оборонную архитектуру в Европе. Нужно поймать его на слове. Москве нужны переговоры, поскольку она считает, что ее оборонным интересам не уделяется должного внимания. Насколько серьезно Россия рассчитывает на мирное и партнерское решение, можно будет узнать только в ходе переговоров.
Но при этом европейцы сталкиваются с проблемой. НАТО выбрало неверную позицию в конфликте вокруг Грузии. Порвать нить диалога с Москвой было также глупо, как глупо было демонстративно приглашать министра обороны Грузии на саммит НАТО в Бухаресте. Альянсу удалось из-за практически слепой солидарности с Тбилиси выйти за пределы дипломатической игры. А это уже довольно скверно. Но еще хуже, что внутри самого НАТО назревает новый конфликт с Россией.
Весной на саммите альянса Тбилиси было обещано членство, однако под давлением Германии и Франции решение по этому вопросу было отложено. Каждые полгода должна проверяться зрелость Грузии, необходимая для следующего шага в направлении членства. То, что перед войной в Грузии считалось соломоновым решением спора между поборниками и скептиками сближения с НАТО, теперь провоцирует гигантскую политическую дилемму. Если министры иностранных дел альянса во время декабрьского саммита поддадутся давлению многих восточноевропейских государств, а также США и примут Грузию в ПДЧ, Москва расценит это как вызов. Но если НАТО отклонит присоединение Грузии к ПДЧ, тогда его можно будет обвинить в том, что оно заискивает перед Россией. Пока партнеры по альянсу молчат, поскольку не знают, что они должны ответить грузинам.
Но молчание не поможет. Кроме того, речь идет не о том, чтобы сделать одолжение Тбилиси или встать на колени перед Москвой. Тот, кто хочет начать переговоры между ЕС, США и Россией о стабильной оборонной архитектуре, тот должен сохранить статус-кво. Любой шаг по расширению НАТО будет сделан в неверном направлении. Саркози принял предложение Медведева и хочет начать в будущем году переговоры. В этой связи Грузии нужно открыто сказать, что ее желание вступить сейчас в альянс не может быть исполнено, если может быть исполнено вообще. Было бы хорошо, если бы у НАТО хватило мужества по крайней мере на это.