Во вторник, как ожидается, будет вынесен вердикт по делу экс-премьера Украины Юлии Тимошенко. Нина Хрущева вновь поднимает эту тему на страницах The Daily Beast.
"С тех пор как развалился СССР, бизнесмены и политики пытаются вдохнуть новую жизнь в различные советские практики. Результаты, как правило, отдают китчем, но не несут вреда. Олигархи украшают свои отделанные под "датский модерн" офисы соцреалистическими портретами Сталина в его любимой белой, как у мороженщика, форменной одежде. Матери одевают детей в ретро-униформу пионеров... В одном санкт-петербургском ресторане раньше крутили бесконечную нарезку из хроники, в которой мой прадед Никита Хрущев произносит речи или осматривает тракторы новой модели".
Иное дело - судебное преследование Тимошенко. Оно вызывает в памяти Хрущевой "черные дни Советского Союза" и, по ее мнению, "знаменует новый антирекорд. Постсоветское государство возвращает к жизни одно из коренных нововведений советской репрессивной системы: показательный политический процесс. Конечно, показательным процессом иногда называют арест и последующее осуждение олигарха Михаила Ходорковского в России, но это был пример (один из многих в путинской России) искаженного применения законодательства, ... принятого в стране после падения коммунизма, а не возвращение к советским методам".
В процессе Тимошенко автор, напротив, усматривает "многочисленные элементы сталинского абсурдного судебного фарса: балансирующий на грани истерики прокурор, покладистый судья, правитель, который, подобно Понтию Пилату, умыл руки по этому вопросу". Для полного сходства не хватает только "кающегося подсудимого", считает Хрущева. Но Тимошенко "энергично обороняется", чем не только завоевала поддержку "склонной к раздорам оппозиции", но и подтолкнула "обычно беззлобный" Евросоюз к тому, чтобы выступить с "решительным порицанием" по данному вопросу. Автор напоминает, что окружение Януковича крайне заинтересовано в ратификации договора о свободной торговле и сотрудничестве между Украиной и ЕС, поскольку это "поможет им инвестировать за пределами Украины, перемещать свои средства в пределах ЕС и таким образом легализовать свои состояния".
"Тимошенко, может, и не безупречно чиста - она сколотила состояние в теневом мире газовой торговли 90-х, за что в России ей предъявили уголовные обвинения. Но, опять же, других в постсоветской политике нет", - говорится в статье. Не является исключением и президент Украины Виктор Янукович, вспоминает Хрущева его судимости.
Напоследок Хрущева выступает с предостережением в адрес судьи Родиона Киреева и прокурора Александра Микитенко. Она напоминает, что обвинители и судьи, участвовавшие в показательных процессах советской эпохи, "плохо кончили". "...В случае вынесения обвинительного вердикта и присуждения тюремного срока Янукович и его правительство, вероятно, сделают все возможное, чтобы дистанцироваться от судьи и прокуроров. Физической смертью тут, может быть, и не пахнет, а вот карьерной смертью - вполне... Украина, в отличие от СССР - или, если на то пошло, современной России - является демократией, хотя и в высшей степени хаотичной. И, в отличие от нового российского царя Владимира Путина Янукович в свое время, возможно, и будет голосованием снят со своей должности. Перемены в направлении политических ветров редко бывают благоприятны для палачей старого режима".