Как повлияли теракты 11 сентября на моду
Атмосфера всепроникающего страха оставила свой след и в мире моды. Спустя два года после террористических актов в Нью-Йорке модные тенденции этого сентября предлагают полностью защитить человеческое тело.
Прочные и плотные ткани, толстые брюки, ботфорты все-в-одном, закрывающие человека от ступней до талии. Лица прикрыты капюшонами и вязаными шлемами. Перчатки похожи на латные рукавицы соколиных охотников и заходят за локти. После десятилетия легких платьиц и голых ног даже в разгар зимы общий настрой моды нынешней осени таков: спрятаться под одеждой целиком и полностью.
Модельеры подошли к удовлетворению этой потребности по-разному: у Жан-Поля Готье это "вторая кожа" в качестве основы зимнего гардероба, у Александра Маккуина - самурайские мотивы. Но практически у всех прослеживается одна общая тенденция - уподобить одежду боевым доспехам.
Как жутковатое стечение обстоятельств выглядит то, что одновременно с представлением новых коллекций разнообразные музеи демонстрируют экспозиции оружия, словно усиливая то, что хотят сказать модельеры.
Этим летом в музее "Рат" в Женеве можно было насладиться блеском золота и стали богато украшенных шлемов и щитов на выставке итальянского оружия XVI века. Исключительной красоты военное снаряжение превращается в предмет вожделения и восхищения.
Как признались Кристиан Лакруа и Карл Лагерфельд (Шанель), выставка в музее "Рат" произвела на них сильное впечатление. Предметы, представленные в коллекции, созданы миланскими оружейниками; они вызывали восхищение императора Чарльза V и королей Франции и Испании, которые блистали модным оружием на военных парадах.
"Я не сторонник от-кутюр, но связь между модой и оружием всегда была очень сильной, - отмечает Жозе А. Годой, распорядитель выставки в Женеве. - Все изменения в моде сопровождались изменениями в оружии. А теперь, мне кажется, эта выставка задала некую тенденцию в моде".
Еще одна оружейная экспозиция будет работать до 28 сентября в Нидерландах, в Форт Асперен. Куратор выставки Ли Эделькорт уловил острую потребность людей в дополнительной защите и считает ее травматическим последствием терактов 11 сентября.
"Я полагаю, это надолго, и мы сумеем вкрапить в моду мотив насилия и способов защиты от него", - таков прогноз этого специалиста.
Его парижская студия участвовала в создании каталога, в котором демонстрируется, как "модный щит" может одновременно быть грациозным и выглядеть героически, как фактура корсажа или жакета может напоминать кольчужные пластины и как модными могут стать сами по себе кольчуги - излюбленный предмет Пако Рабанне, который недавно использовал и Хельмут Ланг.
Все это называется "архитектурой безопасности", и ее отличительными чертами являются соединение тканей плотной текстуры с мягким материалом, простеганные мягкие ткани и цвета, сами названия которых внушают страх: "белый череп", "кольчужный", "коричневый ожог", "землистый кладбищенский". Модельеры уверены, что страх можно использовать для создания эстетичных произведений и разработать на его основе практичную современную одежду. Но что это значит - черпать вдохновение в Средних веках для коллекций осень-зима 2003 года?
Главная идея нынешнего сезона - создать защитный панцирь, который сбережет внутреннюю мягкость и женственность. Речь не идет о женщинах-воительницах 1980-х, хотя некоторые элементы хай-тек, футуризма и "Звездных войн", смешанные с темой средневекового оружия, все же присутствуют.
Готье предлагает слитный брючный костюм с прикрепленными к нему ботинками и различные "щиты", например, элементы доспехов игроков американского футбола.
У Маккуина смешаны элементы одежды самураев, тибетцев, хай-тек и тема средневекового оружия при общем преобладании мягких тканей.
А на коллекцию Грэма Блэка (Феррагамо) оказало влияние посещение киностудии в Санкт-Петербурге, после которого у него родилась идея о "средневековом шике": богатые и роскошные ткани разнообразных текстур в сочетании с военной формой, широкими поясами и цепями. Блэк, по его собственным словам, берет у Средних веков роскошь и основательность и делает их более современными.
"Это нужно не для того, чтобы что-то спрятать, а для того, чтобы чувствовать себя в большей безопасности, - подчеркивает Блэк. - В настоящий момент люди чувствуют себя уязвимыми, и мода это отражает. В браваде есть самая насущная потребность".
Как преобразуется психология страха в одежду осенне-зимнего сезона у Годоя? За основу гардероба он предлагает взять большие (но не обязательно тяжелые) пальто и кардиганы, связанные кольчугой, костюмы из твида и шерсти и широкие набедренные пояса.
Кроме того, по-прежнему остаются в моде ботфорты и сапоги-чулки, защищающие ноги, когда женщина надевает короткую юбку (Баленсиага, Шанель, Готье), а также плотные брюки и леггинсы в сочетании с недлинной юбкой.