Политика или эстетика? Беседа с биографом Лени Рифеншталь Райнером Ротером
- Господин Ротер, в биографии Лени Рифеншталь, вышедшей из-под вашего пера, вы утверждаете, что у нее был "переизбыток воли". Уже в детстве она поклялась "никогда в жизни не выпускать из рук руля". Можно ли рассматривать ее жизнь как историю эмансипации?
- Рифеншталь в 1920-30-е годы, когда женщине было нелегко достичь успеха вне ее традиционных ролей, заслужила мировую славу. В мужской компании у режиссера Арнольда Франка она, как предписывала ей роль, взбиралась на вершину высотой в 2000 метров и к тому же иногда крутила ручку камеры - для этого нужна сила воли. Рифеншталь был честолюбивой еще тогда, когда это качество считалось в женщине неприемлемым. Ее отец хотел, чтобы она работала у него на фирме секретаршей. Пришлось ему доказывать, что она способна на большее.
- Рифеншталь до самого конца настаивала на том, что ее фильмы, пропагандирующие нацизм, не являются политическими. Она была настолько наивной, чтобы действительно в это верить?
- Во всяком случае, в политических категориях она не размышляла. Но я все же не считаю, что она не понимала политической ситуации. Она слишком много общалась с первыми лицами Третьего рейха, чтобы не понимать, что происходит на самом деле. Как и многие другие немцы, она считала, что ее руки не запачканы, но свою выгоду она, однако, имела. Рифеншталь дистанцировалась от Гитлера лишь незадолго до конца войны. Гитлер был для нее инстанцией, на которую она могла ссылаться, чтобы получать на свои фильмы столько денег, сколько ей хотелось. Между диктатором и режиссером существовало взаимовыгодное сотрудничество.
- Когда разразилась война, Рифеншталь стала свидетельницей бойни, устроенной в Польше. После этого - так она утверждала позднее - она смотрела на режим другими глазами.
- Однако она умалчивала о том, что, надев форму, она с "особой командой Рифеншталь" отправилась на фронт, дабы задокументировать поход Гитлера. В Конске она видела, как солдаты вермахта уничтожают польских евреев. Она, и это доказано, высказала свой протест генералу Райхенау, командующему той армии. Она прекратила работу над своим фильмом, однако до разрыва с Гитлером дело тогда не дошло. Для фильма "Низина" она мобилизовала все свои контакты, чтобы создать идеальные условия для съемок. Этот фильм стал одним из самых дорогих кинопроектов Третьего рейха.
- Какие из фильмов Рифеншталь переживут свою создательницу?
- Лени Рифеншталь переживет по меньшей мере ее олимпийский фильм, который высветил уровень ее творческих возможностей. Она входит в число лучших режиссеров ХХ столетия. Но я не считаю, что когда-нибудь это искусство можно будет рассматривать вне его пропагандистского контекста.