Его лицо, заросшее черной бородой, с удивительно безмятежными глазами - одно из самых знакомых всей России. Шамиль Басаев, жестокий полевой командир, чьи операции славятся военной точностью и дерзостью, и не старается оставаться вне поля зрения.
Значительную часть лета российские войска не спускали глаз с гор на юге Чечни, а Басаев появился в сонном городке на севере, в Назрани, возглавив налет на милицию и правительство Ингушетии, в результате которого погибло не менее 90 человек. В видеозаписи июньской операции Басаев, у которого нет правой ступни, благодарит правительство за "хорошее состояние" оружия, снятого с мертвых офицеров.
Басаев возглавлял вылазки в соседний Дагестан и устроил множество засад против российских солдат в Чечне. Он взял 1,5 тыс. заложников в больнице, захватил самолет, организовал убийство поддерживаемого Россией чеченского президента, подготовил множество женщин-снайперов и террористок-смертниц.
Российские власти считают, что именно он спланировал захват школы в Северной Осетии на прошлой неделе, который привел к гибели не менее 326 заложников. Единственное, чего не сделал Шамиль Басаев, - не дал себя арестовать.
На этой неделе российские власти повысили статус своей версии Усамы бен Ладена, предложив 10 млн долларов за "нейтрализацию" Басаева, так же как лидера чеченских мятежников Аслана Масхадова.
Как бывший продавец компьютеров, бросивший институт, который в 1991 году стоял в толпе идеалистов, помогавших Борису Ельцину защитить российский парламент от советских танков, превратился в неуловимого лидера мятежников, чьи "подвиги" придали слову "безжалостность" новый смысл?
Шамиль Бено, бывший чеченский политик, когда-то тесно связанный с Басаевым, заявил, что, по его мнению, русские не поймали Басаева потому, что из-за его дерзости боялись приближаться к местам, где он скрывался. Они постоянно бомбили и обстреливали его предполагаемые укрытия, но обнаруживали, что он ускользнул до того, как вошли войска.
"Представьте себе человека, готового выстрелить в вас из гранатомета в комнате, зная, что он наверняка тоже погибнет, - сказал Бено. - Проще говоря, они боятся. В случае Басаева это решительность, это готовность. Готовность умереть".
"Я ни разу не слышал, чтобы он повысил голос. Но его интеллект, его бесстрашие, его безжалостность сделали его идеальным полевым командиром " - заявил Андрей Бабицкий, много лет освещающий события в Чечне на "Радио Свобода".
"Шамиль Басаев всегда исходил из того, что вооруженная борьба - это крайность по самой своей природе, - сказал он. - Он одновременно является символом резни, от которой кровь стынет в жилах, и реальным человеком, контролирующим и координирующим все процессы, которые, в конечном счете, сделали чеченское сопротивление маргинальным".
39-летнего Басаева часто сравнивают с легендарным чеченским героем имамом Шамилем, который на протяжении 20 лет возглавлял партизанскую войну против Российской империи в середине XIX века.
Басаев быстро взялся за оружие, когда в Чечне после распада СССР в 1991 году возникло движение за независимость, захватив самолет, летящий в Турцию, и угрожая взорвать его, если российские войска войдут в Чечню. Басаев сражался на стороне сепаратистов в Абхазии, участвовал в войне, разразившейся в Чечне в 1994 году, был одним из ведущих полевых командиров в Грозном.
В аналитическом обзоре американского Управления военных исследований говорится, что Басаев является представителем именно тех сил, с которыми американским войскам предстоит столкнуться в будущих войнах, и отмечается, что он "поставил на колени российского военного Голиафа", используя тщательно спланированные методы партизанской войны. Задолго до Багдада Басаев довел до совершенства искусство минирования дорог, по которым движутся военные автоколонны, и обстрелов из гранатометов, после которых боевики, выполнив свою задачу, исчезают в городе.
Когда-то Басаев был "очень простым, искренним, честным человеком, который не разбирался в политике", сказал Бено. Но Басаева, у которого во время воздушных налетов погибло 11 родственников, который сам был ранен восемь раз, все сильнее возмущали действия российской армии против гражданского населения Чечни, одновременно он разочаровался в чеченских политиках, не способных эффективно действовать против России.
"В конце концов его честность превратилась в радикализм", - считает Бено.
Басаев никогда не был интеллектуалом, он трижды проваливался на вступительных экзаменах в МГУ и был исключен из своего сельскохозяйственного института за неуспеваемость. Но многие считают, что он обладает острым умом и харизмой. Он охотно прислушивается к новым идеям.
По словам Бабицкого, знакомый однажды подарил профессору в Грозном книгу Освальда Шпенглера "Упадок Запада", ницшеанскую концепцию цикличности взлетов и падений цивилизаций. Увидев книгу, Басаев попросил ее почитать. "Он просидел над ней всю ночь и на следующее утро, когда он должен был вернуть книгу, сказал, что наконец понял, как жить, что делать, как организовать жизнь Чечни".
Светского националиста все больше привлекал радикальный ислам, и он начал инкорпорировать в ряды чеченских боевиков арабов, участвовавших в войне в Афганистане. Он все дальше отходил от Масхадова, победившего его на выборах президента Чечни в 1997 году, но назначившего его премьер-министром на полгода. Басаев сблизился с саудовским полевым командиром аль Хаттабом, которого, как полагают, убил быстродействующий яд, полученный им в письме в марте 2002 года.
Басаев заговорил о превращении борьбы за освобождение Чечни в борьбу за создание исламского государства на всем Северном Кавказе.
"Он начал говорить о том, что западные демократические ценности - это всего лишь мираж, они неприменимы к чеченскому народу. Что ему не от кого и не от чего ждать помощи, кроме как от Аллаха", - заявил Бено.
В последние годы Басаев все чаще говорит о том, что мирное население России является законной мишенью, так как оно поддерживает президента Владимира Путина и его политику в Чечне. За последние три недели было убито более 400 мирных граждан.
"Я думаю, что Басаев организовывает, поддерживает или осуществляет эти теракты, считая их составной частью войны. Он рассматривает эти теракты прежде всего как месть за зверства, совершенные в Чечне", - сказал Бено.