Профессор Леонид Рошаль называет себя свободным человеком. В среду Рошаль, выполнявший миссию посредника в переговорах с террористами во время захвата заложников в Беслане, находился в Париже. "Никто меня не уполномочивал. Я действую по собственной инициативе, потому что хочу восстановить реальные факты".
Профессор говорит, что он возмущен ошибочными комментариями западной прессы, с которыми ему удалось ознакомиться. "Во-первых, штурма не было. Я был там. И я свидетельствую, что после взрыва в здании школы террористы начали стрелять в детей. Как бы вы поступили, если бы увидели, как расстреливают детишек? Было бы у меня оружие, я бы сам пошел в бой. Любой мужчина, достойный этого звания, сделал бы то же самое".
Профессор делает паузу. В глазах его стоят слезы. "Во-вторых, неверно говорить, что переговоров не было. Не только бывший президент Ингушетии Руслан Аушев добился освобождения 26 заложников, я сам раз десять-пятнадцать говорил по телефону с одним из захватчиков. Наконец, я знаю, что с самого начала трагедии в Беслане президент Путин был в курсе требований террористов. С ними постоянно разговаривали. Я пытался добиться от них согласия на то, чтобы я сам принес воду, еду, медикаменты. На все просьбы они говорили "нет". Но в случае захвата заложников самое главное - это не прерывать контакта".
Леонид Рошаль - человек известный и уважаемый в России. Ему 71 год. Специалист по медицине катастроф, он уже выполнял посредническую миссию во время захвата заложников в московском театре на Дубровке в 2002 году.
"Я не понимаю, - говорит он, - почему Россию все время подозревают в чем-то самом плохом. Я все время задаю себе этот вопрос. Какую Россию хочет иметь мир? Коммунистическая Россия была воплощением зла. Потом была горбачевская Россия. Но о ней тоже плохо отзывались. Ельцинская? Плохая. Путинская? Опять плохая. В Европе не хотят видеть, что Россия изменилась, что она меняется. Это очень обидно".
Профессор говорит о Чечне, большинству населения которой, по его словам, надоели террористы, финансируемые из-за рубежа, и царящий там хаос. "Для меня, - утверждает педиатр, - третья, необъявленная мировая война уже началась. А захватчики заложников в Беслане, на мой взгляд, имели только одну цель: поджечь весь Кавказ".