13 февраля в городе Доха, столице Катара, лидер чеченский сепаратистов Яндарбиев и два охранника садятся в автомобиль. После этого происходит взрыв двух килограммов взрывчатки. В результате взрыва бывший президент чеченской республики и его охранники погибают. Спустя некоторое время катарская полиция арестовывает трех российских агентов. У одного из них оказывается дипломатический паспорт, и его освобождают, двум другим приходится отвечать. В июне суд приговаривает сотрудников ГРУ к пожизненному заключению.
Это событие и его последствия, очевидно, не заставили российские военных сделать выводы. Спустя несколько дней после трагедии в Беслане начальник Генштаба Юрий Балуевский объявил, что впредь во всех регионах мира будут наноситься превентивные удары по террористам. Идея не нова, как показывает убийство в Катаре. Вызывает вопрос только, насколько она убедительна в данных обстоятельствах.
Вряд ли следует ожидать терактов секретных команд киллеров против чеченцев, живущих в Европе. Здесь преступление по образцу Катара вызвало бы громкую реакцию политиков и СМИ. Это повредило бы отношениям России с ее соседями. Кроме того, в Европе живет не так уж много чеченцев, которые подозреваются в терроризме.
Угроза российского генерала должна скорее обеспокоить те страны, в которых существует чеченская диаспора. Это относится к Грузии, Сирии и Иордании. Кроме того, чеченцы воюют в Афганистане и Пакистане на стороне талибов и "Аль-Каиды". Однако вряд ли российские спецслужбы добьются в Гиндукуше большего, чем американский спецназ и пакистанские войска, которые охотятся за бен Ладеном.
Какие методы применяют российские агенты, обладающие лицензией на убийство? Бомба в Катаре была краткосрочно эффективным, но неприемлемым инструментом. Применение этого инструмента фатально напоминает жестокие действия террористов. Мстить терактами за теракты еще больше, чем само убийство, подрывает престиж российских войск. Путинские подручные способны и на другие акции. В апреле 2002 года ФСБ отравило, предположительно при помощи специально обработанного письма, в Чечне иорданца Хаттаба.
Может ли Россия применять высокие технологии, подобно США? В конце 2002 года беспилотный американский самолет над Йеменом выпустил ракету, которая убила йеменского предводителя "Аль-Каиды" Али аль Харити. Однако германские эксперты сомневаются, что Россия располагает подобным оружием.
К тому же российские превентивные удары вряд ли будут иметь такой же эффект, как, например, устранение Израилем лидеров "Хамас". "Хамас" с трудом находит замену своим руководящим фигурам, поскольку не входит во всемирную, насчитывающую десятки тысяч бойцов террористическую сеть. Этого нельзя сказать о чеченских боевиках, которые отчасти могут компенсировать собственные потери за счет иностранных исламистов.
Против российских превентивных ударов за границей есть еще один весомый аргумент: они будут противоречить международному праву. Генсек ООН Кофи Аннан предостерег Россию, призвав не подрывать эти принципы.