Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 апреля 2006 г.

Эндрю Крамер | International Herald Tribune

Поиски новых инструментов на Западе

После огромных усилий и затрат российские бурильщики завезли оборудование в арктическую топь далеко на север от Москвы и несколько недель бурили камень, находя лишь камень. Пробурив восемь сухих скважин в 2002 году, они сдались.

В 2004 году на это место вернулись геологи с компьютерами, дающими сейсмическое трехмерное изображение, и установили оборудование точно над тем, что сегодня является коммерчески продуктивным месторождением Вала Гамбурцева.

"Теперь задача - адаптировать эту технологию к нашим месторождениям", - заявил на недавней презентации в Москве Сергей Кудряшов, вице-президент по развитию в государственной нефтяной компании "Роснефть".

Используя такие новации, как спутниковый интернет, мониторинг удаленных месторождений с помощью веб-камер и буры, способные менять направление под землей, Россия постепенно модернизирует свою энергетическую машину.

Возрождение России как экспортера нефти в первой половине нынешнего десятилетия после многих лет недостаточного инвестирования и стагнации сопровождалось производственными успехами частных нефтяных компаний страны.

Рост российских поставок помог сбалансировать растущий китайский спрос, и эта тенденция важна для мировых энергетических рынков. В 2000-2004 годах около 50% мирового роста добычи нефти приходилось на долю России.

Крис Уифер, возглавляющий аналитический отдел московского "Альфа-банка" и бывший советник ОПЕК, полагает, что китайский спрос в прошлом году мог бы стать причиной роста нефтяных цен до уровня, превышающего 100 долларов за баррель, если бы не российская добыча в предыдущие четыре года. В нынешней ситуации они лишь ненадолго превысили 70 долларов.

Россия, крупнейший экспортер нефти после Саудовской Аравии, является также крупнейшим в мире экспортером газа в то время, когда газ вытесняет уголь и становится вторым самым распространенным ископаемым топливом. Президент Владимир Путин поставил энергоносители в центр российской внешней политики, что обеспечило Москве влияние и уважение в мире, невиданные со времен распада СССР.

Ренационализация крупных активов ЮКОСа, когда-то крупнейшей в России частной нефтяной компании, в 2004 году совпала с резким снижением роста производства; двузначные показатели стали практически нулевыми в 2005 году, в период, когда предложение едва покрывало мировой спрос.

Теперь "Роснефть" хвастается планами стимулирования производства путем копирования методов частной компании, которую она поглотила чуть больше года назад. ЮКОС обращался к западному опыту для наращивания производства на крупных и продуктивных месторождениях. Московская презентация "Роснефти" с участием руководителей компании, включая Кудряшова, который был менеджером по развитию в главном производственном подразделении ЮКОСа "Юганскнефтегаз", была посвящена технологиям и знаниям: лучшим помпам, более совершенным методам бурения, мощным компьютерам, зарубежным советникам и партнерам.

Прохладное отношение к иностранным компаниям воцарилось в российском нефтяном секторе через год после разрушения ЮКОСа, и аналитики опасались, что отрасль закроется для инвестиций и технологий, необходимых для ее модернизации.

Однако "Роснефть" посылает иные сигналы, начиная с предложения, сделанного прошлой осенью бывшему министру торговли США Дональду Эвансу, стать президентом компании, которое он отверг. Позиционируя себя как компанию, открытую для западных партнеров и советников, "Роснефть" в марте пригласила на пост коммерческого советника Питера О'Брайена, бывшего инвестиционного банкира Morgan Stanley.

Ожидается, что техническая модернизация месторождений обойдется русским в огромные суммы. Чтобы поднять производство с нынешних 9,4 млн баррелей в день до 10,8 млн баррелей к 2030 году, России придется инвестировать в технологии 900 млрд долларов, заявил Фатих Бироль, старший экономист Международного энергетического агентства в Париже.

Добыча нефти, от которой так много зависит в политической и экономической жизни России, осложнена техническими проблемами удаленности месторождений, сильных морозов, сложных геологических структур и устаревшего оборудования, унаследованного от СССР.

Чтобы удержать показатели 2000 года и дальше, западные компании и консультанты использовали методы, ранее применявшиеся в таких местах, как Западный Техас.

Эти методы включали использование подводных насосов - маленьких электрических помп, которые опускали в скважину, откуда они выталкивали нефть на поверхность, оставляя внизу водяную фракцию; или заполнение нефтяной скважины паром, создающим в породе трещины, через которые нефть текла в скважину. Эта технология, редко применявшаяся в советские времена, стала основной на месторождениях совместного предприятия ТНК-BP, созданного в 2003 году. В прошлом году компания провела 1,4 тыс. таких операций. Но сегодня из старых месторождений выжато практически все, что они могли дать. Россия должна перенести акцент на развитие новых месторождений, заявил на мартовской конференции в Москве вице-президент ТНК-BP по стратегии и развитию Крис Слайгер.

На некоторых газовых месторождениях тоже заметны признаки старения, и в январе газовый монополист "Газпром" не смог удовлетворить европейский спрос в неожиданно холодную зиму. Чтобы обеспечить надежность поставок в Европу, "Газпром" должен инвестировать 11 млрд долларов в год в скважины, трубопроводы и разведку. Капиталовложения "Газпрома" в 2005 году составили 7,8 млрд долларов.

При экспортной выручке примерно в 500 млн долларов в день, поднявшей в прошлом году инфляцию почти до 14%, Кремлю, возможно, больше нужны западные технологии, а не западные инвестиции.

В поисках неосвоенных резервов геологи должны идти в места, еще удаленные и неблагоприятные для промышленного развития. России понадобятся морские платформы для работы во льдах, подводные трубопроводы, сейсмические изображения и такие современные методики, как горизонтальное бурение.

Россия рассчитывает на зарубежный опыт горизонтального бурения, и это очевидно на первом этапе освоения огромных резервов нефти и газа у побережья Сахалина, где было начато производство в октябре. Компания Exxon Neftegas, местный филиал Exxon Mobil, пробурила 11 километров горизонтальных скважин в северо-восточном шельфе острова. Скважины обошлись в 4,5 млрд долларов и за время эксплуатации должны принести 40 млрд долларов.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru