Ариэль Шарон попал под прицел израильских ультранационалистов, готовых на все, чтобы сорвать его план ухода Израиля из сектора Газа, намеченного на будущий год. Угрозы покушения на жизнь премьер-министра уже рассматриваются как вполне вероятный сценарий.
В минувшие выходные глава канцелярии премьер-министра Дов Вейсгласс сообщил об усилении и без того строгих мер безопасности, предпринятых для защиты Ариэля Шарона. Дов Вейсгласс, которого поселенцы-экстремисты считают истинным "мозгом" проекта эвакуации из Газы, также получил право на телохранителей. Это беспрецедентная мера для ближайшего помощника главы правительства.
"Жизни Ариэля Шарона всегда угрожала опасность, но в прошлом угроза исходила от арабов, тогда как сегодня она исходит от израильских ультраправых", - подчеркивает Дов Вейсгласс. Этот адвокат, занимающийся "деликатными" политическими и дипломатическими миссиями - не единственный, кто бьет тревогу.
Ави Дихтер, глава службы безопасности "Шин Бет", в функции которой входит, в частности, охрана премьер-министра, недавно сделал сенсационное заявление перед комиссией кнессета по делам обороны. По его словам, "несколько сотен опасных экстремистов, которых поддерживает от 150 до 200 евреев, хотят смерти премьер-министра и могут перейти к действиям, предприняв попытки его убийства".
Не менее встревоженный министр внутренней безопасности Цахи Ханегби обрисовал ситуацию в следующих словах: "Убийцы уже находятся среди нас". "Нет ни малейшего сомнения в том, что в Израиле есть люди, решившие убить главу правительства, министра или военачальника, чтобы, как они считают, спасти Израиль", - заявил он.
По утверждениям СМИ, многих крайних националистов можно было бы по крайней мере подвергнуть административному задержанию. Эта мера, предусмотренная законом о чрезвычайном положении, позволяет посадить "подозрительное" лицо в тюрьму на полгода, не предавая его суду. Учитывая ее "исключительный" характер, она редко применяется к израильтянам, но входит в арсенал репрессивных мер, применяемых к палестинцам.
В ответ на эти обвинения Совет поселений Иудеи-Самарии и сектора Газа - основная организация еврейских поселенцев - обвинил власти в ведении "кампании, призванной дискредитировать борьбу против ухода из сектора Газа и диктатуры, установленной Ариэлем Шароном".
Попутно Совет напомнил, что Игал Амир, убивший премьер-министра Ицхака Рабина в ноябре 1995 года в Тель-Авиве, жил не в поселении, а на северной окраине Тель-Авива. В качестве упреждающего шага Совет принял "кодекс хорошего поведения", которому должны следовать участники будущих манифестаций, чтобы избежать эксцессов.
В этих условиях трудно сказать, идет ли речь о реальной угрозе, о стремлении "Шин Бет" и полиции "прикрыться на случай, если что-нибудь произойдет", или о дезинформации, призванной ослабить бывших союзников, ставших соперниками.
Ясно одно: для Ариэля Шарона политическая угроза исходит от "ястребов" из его собственной партии "Ликуд", от ультраправых группировок, ушедших из правительства в знак протеста против ухода из Газы, который они считают "капитуляцией перед террористами", а также от большинства из 240 тысяч поселенцев, усматривающих в эвакуации опасный прецедент.
Противники "изгнания" 8 тысяч поселенцев из сектора Газа продемонстрировали свою силу, организовав в прошлом месяце живую цепь из более 100 тысяч человек, которая растянулась от северной границы сектора Газа до Стены плача в Старом городе Иерусалима, протестуя против проектов Ариэля Шарона. Горячие головы могут не устоять перед искушением пойти еще дальше, тем более что религиозные лидеры ничего не делают, чтобы успокоить страсти.
В конце июня Комитет раввинов Иудеи-Самарии и Газы открыто обратился к полицейским и солдатам с призывом к неповиновению, заявив, что "никто не имеет права участвовать в эвакуации поселения, стоящего на земле Израилевой". Тот же аргумент приводил Игал Амир, оправдывая ликвидацию "предателя" Ицхака Рабина.