Британский нефтяной гигант BP, провозгласивший лозунг "Больше, чем нефть" - то есть поклявшийся отыскать более экологичные методы добычи ископаемого топлива - обвиняется в том, что он отринул свой "зеленый уклон", вложив почти 1,5 млрд фунтов в добычу нефти в девственных районах Канады методами, которые экологи называют элементом "величайшего в истории преступления, способствующего глобальному потеплению".
Эта транснациональная компания, занимающаяся добычей нефти и газа (в прошлом году ее доходы составили 11 млрд фунтов), находится на грани открытой конфронтации с "лобби зеленых" в нетронутых североамериканских лесах после того, как организация Greenpeace обязалась осуществить кампанию прямых действий. Решение о кампании было принято после того, как BP решила отказаться от курса, который проводила долгое время, и вложить крупные средства в экстракцию нефти из так называемых "нефтеносных песков", которые залегают под землей в канадской провинции Альберта и являются вторым по величине доказанным месторождением нефти на Земле - они уступают только запасам Саудовской Аравии.
При экстракции сырой нефти из нефтеносных песков - смеси битума, воды, песка и глины, залегающих под более чем 54 тыс. квадратных миль девственных лесов на севере Альберты - на территории, которая по величине равняется Англии и Уэльсу вместе взятым - в атмосферу будет выбрасываться в четыре с лишним раза больше углекислого газа, чем с обычных буровых: а именно углекислый газ и является главной причиной глобального потепления. Как утверждают активисты экологического движения, индустрия добычи нефти из нефтеносных песков на пике своего развития к 2012 году будет выбрасывать в атмосферу по 100 млн тонн CO2 в год (то есть пятую часть всех годовых выбросов Великобритании), а значит, Канада превысит свою квоту по выбросам, предписанную Киотским протоколом.
Вдобавок "нефтяная лихорадка" уродует природу девственных мест: при добыче нефти открытым способом уничтожаются и вывозятся миллионы тонн растительности и верхнего слоя почвы, а из рек отводятся миллионы литров воды: чтобы добыть один баррель сырой нефти, тратится до пяти баррелей воды; технология также требует расходовать массу природного газа. Добычей нефти из песков сейчас занялись все крупные транснациональные нефтяные компании, в том числе англо-голландская Shell и американский конгломерат Exxon-Mobil; эта отрасль хвалится тем, что для получения одного барреля нефти требуется обработать две тонны "сырья" - то есть песка. BP уверяет, что будет применять менее вредоносный метод экстракции, но признает, что инвестиции увеличат ее "углекислый" след в истории.
Майк Хьюдема из канадского отделения Greenpeace, организующий кампании в области климата и энергетики, сказал в интервью Independent: "В последние годы BP делала очень хорошее дело, пропагандируя свои экологические цели. Ввязавшись в экстрадицию нефти из песков, она становится соучастником величайшего в истории преступления, влекущего за собой глобальное потепление; "зеленый уклон" BP исчез".
"При добыче одного барреля нефти обычным методом выделяется примерно 29 кг углекислого газа. Для нефти, получаемой из нефтеносных песков, этот показатель может достигать 125 кг, - продолжил Хьюдема. - В потенциале этот метод также может нанести вред громадным девственным лесам или даже уничтожить их - а по размеру они превышают Англию и Уэльс вместе взятые. Между тем эти леса являются частью одного из крупнейших в мире "поглотителей" углекислого газа. Причастность BP к этой затее не просто идет вразрез с заявлениями компании - в эпоху климатических изменений вообще не следует осуществлять такие разработки. Нельзя выдвигать лозунг "Больше, чем нефть" и заниматься экстракцией из нефтеносных песков". По словам Хьюдемы, Greenpeace планирует кампанию прямых действий против BP, которая может нарушить ход строительных работ в Альберте, запланированных на будущий год.
Дотоле BP чуралась разработки нефтеносных песков - метода, который до самого последнего времени считался экономически нецелесообразным и экологически неприглядным. Лорд Браун из Мейдингли, до мая возглавлявший BP, в 1999 году продал ее последние акции канадских залежей нефтеносных песков, а еще в 2004-м утверждал, что вне этого сектора есть "масса других возможностей". Но в ситуации, когда цена барреля нефти приближается к 100 долларам, преемник лорда Брауна Тони Хейуолд объявил, что BP создала совместное предприятие с компанией Husky Energy, которой владеет гонконгский миллиардер Ли Ка-Шин, по созданию мощностей для переработки нефтяных песков, способных к 2020 году получать 200 тыс. баррелей сырой нефти в день. Взамен на половинную долю в принадлежащем Husky месторождении "Санрайз" в округе Атабаска (провинция Альберта) - эпицентре индустрии переработки нефтеносных песков - BP продала своему партнеру 50% акций своего нефтеперерабатывающего завода в Толидо (Огайо, США). Обе компании вложат в проект 5,5 млрд долларов (2,7 млрд фунтов), что сделает BP одним из крупнейших игроков в сфере экстракции нефти из нефтеносных песков.
Хейуорд четко дал понять, что BP считает эти инвестиции началом своего долговременного присутствия в Альберте. Он сказал: "Вхождение BP в индустрию переработки нефтеносных песков - благоприятная возможность для создания стратегической, осязаемой позиции, и колоссальный потенциал "Санрайза" - идеальный старт для деятельности BP в сфере канадских нефтяных песков".
Канада утверждает, что располагает в Альберте 175 млрд нефти, которая может быть добыта; таким образом, эта провинция занимает второе место в мире по доказанным нефтяным богатствам, уступая лишь Саудовской Аравии. Это повлекло за собой "нефтяную лихорадку", в которую вложено 50 млрд фунтов: американские, китайские и европейские инвесторы торопятся нажиться на высоких ценах на нефть. Хотя расходы на добычу нефти в Альберте составляют до 15 фунтов на баррель (для сравнения - в Саудовской Аравии этот показатель равен всего 1 фунту), канадская провинция надеется к 2030 году получать 5 млн баррелей сырой нефти в день.
В BP заявили, что будут использовать технологию закачивания водяного пара в вертикальные скважины для разжижения твердых нефтеносных песков (причем воду будут кипятить на природном газе) и перекачки получившейся жидкости на поверхность способом, который наносит меньший ущерб, чем разработки открытым способом. Но, по словам борцов за экологию, этот метод предполагает, что на получение одного барреля непереработанного битума будет расходоваться 1 тыс. кубофутов газа - то есть столько же, сколько на отопление среднестатистического частного жилого дома в Великобритании в течение пяти с половиной суток.
Официальный представитель BP добавил: "Эти ресурсы рано или поздно все равно были бы освоены".
Власти провинции Альберта выдали лицензии на забор 350 млн кубометров воды из реки Атабаска в год. Но, по словам борцов за экологию, вода, используемая при экстракции нефти, настолько загрязняется, что ее нельзя возвращать в экосистему - вместо этого ее необходимо направлять в громадные "резервуары отходов", которые могут занимать до 20 квадратных миль; есть доказательства, что в населенных пунктах ниже по течению возрастает заболеваемость раком и рассеянным склерозом.
По словам экспертов, клятвы вернуть все открытые карьеры, где занимаются переработкой нефтеносных песков, к их первозданной экологической чистоте оказались, увы, пустыми словами. Дэвид Шиндлер, профессор экологии из Университета Альберты, сказал: "На данный момент весь упор делается на том, чтобы вытащить эти деньги из земли, а не на восстановлении ландшафта. Я не удивлюсь, если через тысячу лет эти гигантские ямы можно будет видеть с околоземной орбиты".