Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 декабря 2007 г.

Клиффорд Джей Леви | The New York Times

Осталась ли в России оппозиция?

Допустим, находящейся на осадном положении российской оппозиции пришлось бы наконец определиться с кандидатурой нового лидера. Вот на что ей следовало бы обратить внимание: кандидат не должен быть похож на провинциальных партийных боссов, которые в свое время похвалялись количеством выданных на-гора тракторов по итогам очередной славной пятилетки; он должен воодушевлять не только тех россиян, которые хорошо помнят времена Хрущева; и еще одно: он должен избегать распространенных в былые времена заявлений, которые могут быть истолкованы как антисемитские.

Другими словами, оппозиция не очень-то хочет объединяться вокруг такого политика, как Геннадий Зюганов, глава КПРФ, но на сегодняшний день у нее практически нет выбора.

Партия президента Владимира Путина с большим апломбом завоевала безоговорочную победу на состоявшихся в прошлый уикенд выборах, в результате которых из парламента впервые исчезли либералы, так что партия Зюганова, похоже, остается сейчас единственной жизнеспособной силой, находящейся в оппозиции к Кремлю.

Они - эти последователи Ленина, Сталина и других титанов прошлого века, эти несгибаемые борцы, которые продолжают потрясать серпом и молотом, несмотря на то, что многим представителям молодого поколения данные атрибуты представляются скорее логотипом с хоккейной футболки, чем символом власти, - они единственные, у кого осталось точка опоры в правительстве. Электорат этой партии - в основном люди старшего поколения и все те, кто почувствовал себя выброшенным за борт, когда страна дала крен в сторону капитализма.

Тот факт, что либералы - и даже такие знаковые фигуры, как Владимир Рыжков и Борис Немцов, которые прославились в 1990-х благодаря своей приверженности прозападной философии свободного рынка, - в отчаянной попытке избавиться от Путина заикнулись о заключении альянса с Зюгановым, показывает, в каком катастрофическом положении находится сегодня оппозиция.

Даже некоторые представители городской интеллигенции, которые всегда воспринимали Зюганова как бывшего любимца обманутых пенсионеров, все-таки отдали свои голоса за его партию, желая в его лице поддержать противника Путина.

В последние годы Зюганов пытается, не отрекаясь от своих предшественников, перековать свою партию на манер западноевропейских коммунистов, а то и социал-демократов. Российские коммунисты признают право частной собственности, свободу вероисповедания и многопартийную демократию. Во время последней кампании они выступали под популистским лозунгом "восстановления утерянных ценностей", борьбы с бизнесменами-олигархами и имущественным расслоением в России.

Зюганов - стреляный воробей, он участвует в выборах с момента распада СССР, так что, если оппозиция выставит его кандидатуру на мартовских президентских выборах, это будет все равно, как если бы республиканцы на американских президентских выборах объединились вокруг Боба Доула.

И, несмотря на то, что коммунисты стараются улучшить свой имидж, российским избирателям, вероятно, будет непросто забыть того, прежнего Зюганова.

Коммунисты были самой крупной парламентской фракцией в 1990-х годах, а у сегодняшних избирателей политики тех времен, как правило, ассоциируются с политическим и экономическим хаосом. Тогда Зюганов критиковал капитализм, и, хотя сегодня постсоветская эра вызывает у россиян смешанные чувства, они очень любят и недорогие супермаркеты, и свои автомобили, и возможность путешествовать.

Зюганов выступал и с ультранационалистическими заявлениями. В частности, он утверждал, что сионисты и евреи имеют слишком сильное влияние, как в России, так и во всем мире (это был камень в огород либералов). И какая разница, что в последнее время он прикусил язык и теперь говорит, что не приемлет антисемитизм?

Тем временем, пока страна ждет мартовских выборов и все чаще задается вопросом о том, кто же станет наследником Путина, - если он, по истечении срока полномочий, как и обещал, покинет пост президента, - некоторые либералы оставляют свои колебания и подумывают о том, чтобы в союзе с коммунистами выдвинуть единого кандидата против протеже Путина, кем бы он ни был.

Но, даже если они объединят усилия, протеже Путина наверняка победит. Преимущество Кремля продемонстрировано в результатах состоявшихся в прошлое воскресенье выборов, на которых партия Путина "Единая Россия" собрала 64,3% голосов, а коммунисты со значительным отрывом взяли второе место, получив 11,6%.

Оппозиционные партии и наблюдатели назвали выборы нечестными и указывали на незаконное преимущество "Единой России". В предыдущем парламенте была горстка либералов вроде Рыжкова, но все они разгромлены. Согласно новому выборному законодательству, которое было инспирировано Путиным, Рыжков не смог даже выдвинуть свою кандидатуру.

Леонид Доброхотов, коммунист, историк и неофициальный советник Зюганова, рассказал, что КПРФ стремится привлечь в свои ряды людей с хорошим образованием, и отметил, что среди представителей партии в парламенте - Жорес Алферов, лауреат Нобелевской премии по физике 2000 года.

"Я понимаю, тот факт, что либералы поддерживают КПРФ, выглядит парадоксально, но этому есть объяснение: коммунисты оказались единственной демократической партией в парламенте, - сказал Доброхотов. - В этом разительное отличие от прошлого. Мы - не компартия времен Советского Союза".

Рыжков не во всем согласен с этой позицией. По его словам, в последние годы коммунисты, как правило, соглашались с кремлевской партией в парламенте и отказывались выступать против инициатив Путина, взамен получая покровительство и другие преимущества. По мнению Рыжкова, если Зюганов будет продолжать в том же духе, КПРФ грозит вырождение, поскольку люди старшего возраста, составляющие основу ее электората, уйдут из жизни, а у молодых избирателей не будет оснований поддерживать эту партию.

"Есть другой путь, более рискованный и креативный. Он состоит в присоединении коммунистов к остальным оппозиционным силам, вплоть до либералов и других левых, ради создания единого народного демократического фронта, - сказал Рыжков. - Это должен быть широкий фронт противников путинского авторитаризма и его полицейского государства. Тогда это будет нечто совершенно новое".

Впрочем, Рыжков не сказал, поддержит ли он Зюганова на президентских выборах. По его словам, у него есть другая кандидатура - он сам.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru