Почему Россия так стремится вернуться в свое советское прошлое? - задается вопросом постоянный автор британской The Guardian Люк Гардинг.
"Повесив куртку на вешалку, ты тут же встречаешься лицом к лицу с Юрием Андроповым", - повествует журналист о своем визите в московский ресторан "Щит и меч", где, по мнению Гардинга, точно передана атмосфера Советского Союза. Даже официантки в белых милицейских кителях воспроизводят советский стиль обслуживания - держатся хамовато, подметил он. "Заведение популярно среди современных российских чиновников от спецслужб и всех прочих, кто испытывает ностальгию по советской власти", - пишет он, поясняя читателям, что Путин в период своего президентства осуществил широкую реставрацию советского режима.
"В последние месяцы ощущение, что Россия совершает постмодернистское путешествие обратно в СССР, только крепнет", - утверждает Гардинг, отмечая, что благодаря поправкам к конституции Путин, возможно, останется главой России и в 2024 году, "когда про Гордона Брауна и Дэвида Камерона все давно забудут". Такое политическое долгожительство - как и нынешний переход России от процветания к экономическому кризису - ассоциируется у автора с Брежневым и эпохой застоя.
Гардинг подсказывает ряд параллелей: конфликт с Западом из-за размещения американских ракет в Европе, вторжение России в одну из соседних стран (при Брежневе в Афганистан, ныне в Грузию), возможный бойкот Олимпиады в Сочи, протесты малочисленной оппозиции, отсутствие критики в адрес правительства в телевизионных новостях.
"Российская политическая и общественная жизнь в последнее время крайне советизировалась - даже сталинизировалась. Политика полностью скрыта от глаз общественности, и даже люди в Кремле, на уровне министерств, не понимают, как принимаются решения наверху", - отметил в интервью Евгений Киселев.
Российские политические институты - от парламента до местных законодательных собраний - выполняют чисто декоративную функцию по одобрению и узакониванию решений Кремля, пишет автор.
Далее он приводит мнение социолога Ольги Крыштановской: летняя война в Грузии была элементом давнего плана Кремля по возрождению "мини-СССР", и членами нового государственного образования могут стать Белоруссия, Казахстан или некий суверенный постукраинский Крым.
Конечно, между Россией и СССР есть принципиальные различия: свобода и рынок, пишет автор. Впрочем, по сравнению с крупными городами, где царит беззастенчивый капитализм, жизнь деревни мало изменилась: та же нищета, пьянство и безысходность.
Говоря об идеологических отличиях, Крыштановская подчеркнула в интервью, что у российских путинистов идеологии вообще нет, за исключением шовинистического национализма. Если СССР верил в социализм и социальную справедливость, то у современной российской власти позитивных идей не осталось, а курс России на изоляционизм тем временем усиливается, полагает социолог.
В советские времена коррупция не поощрялась и каралась, а ныне высокопоставленные кремлевские чиновники - мультимиллиардеры с недвижимостью в Западном Лондоне, утверждает автор. "Коррупция стала системной особенностью жизни в России", - резюмирует он.