Вопрос надо пересмотреть более трезво
Колумнист The Washington Times Харлан Уллман анализирует в своей статье отношения между Индией и Пакистаном, обострившиеся после террористических нападений на Мумбаи в прошлом месяце. Западным лидерам и, прежде всего, избранному президенту США Бараку Обаме, утверждает Уллман, следует думать не только о том, чтобы предотвратить локальный ядерный конфликт, но и о том, как можно будет извлечь практическую пользу из нынешнего кризиса для дела мира.
Как отмечает автор, можно понять нынешнюю напряженность между Нью-Дели и Исламабадом. Хотя и ранее в Индии происходили теракты, в Мумбаи погибли 180 человек – индусы называют это своим "11 сентября". Без замедлений вину возложили на запрещенную пакистанскую группировку "Лашкар-э-Тайба". После этого министр иностранных дел Индии Пранаб Мукерджи, как сообщает пресса, угрожал в телефонном разговоре президенту Пакистана Асифу Зардари, заявив, что этот инцидент – "то, из-за чего Индия может начать войну".
В 2002 году после нападения террористов на индийский парламент обе страны уже были на грани ядерной войны. Не гарантий, что обойдется и в этот раз. В конечном счете, подчеркивает журналист, теперь у Индии есть прецеденты действий США в Афганистане, Ираке и самом Пакистане (где американские беспилотники бомбили объекты террористов). В то же время президент Зардари уже сделал смелый первый шаг, заявив, что Исламабад не станет первым наносить ядерный удар.
В Южной Азии давно звучат призывы начать процесс сокращения наступательного ядерного вооружения, аналогично тому, что было между Москвой и Вашингтоном в годы холодной войны. Тем не менее, утверждает Уллман, эти призывы пока не увенчались успехом. Возможно, после того, как утихнет нынешний кризис, новые более действенные инициативы прозвучат со стороны Группы Балуса, выступающей за сближение обеих стран. Ее движущей силой является пакистанский генерал в отставке Махмуд Дуррани. Затем улучшившие отношения друг с другом Индия и Пакистан могли бы присоединиться к международной "шестерке", ведущей сейчас переговоры с КНДР об уничтожении ядерного оружия там, заключает Уллман.