Реакция Китая на присуждение Нобелевской премии Лю Сяобо демонстрирует страх режима перед силой, которую несут в себе права человека, уверен политический редактор Die Welt Рихард Херцингер.
Руководство в Пекине, продолжает автор, "привело в движение все рычаги экономического и политического давления, чтобы заставить представителей как можно большего количества государств отказаться от присутствия на церемонии вручения Нобелевской премии мира правозащитнику Лю Сяобо, которая пройдет в пятницу в Осло". В итоге к бойкоту присоединились 18 стран - на фоне гигантских усилий КНР скорее провальный результат.
"Как, наверное, неприятно Китаю, который позиционирует себя как осознающий ответственность участник строительства нового миропорядка, очутиться в компании таких отпетых нарушителей прав человека, как Иран, Саудовская Аравия, Куба или Судан. И таких авторитарных и полудиктаторских режимов, как Россия, Египет и Пакистан", - отмечает журналист.
Истерика Китая в отношении Лю Сяобо, который вынужден за свои взгляды отбывать 11-летний тюремный срок, напоминает автору статьи темные времена пропаганды в духе Сталина и Мао. Эта неадекватная реакция не может скрыть того, что "кажущаяся непреложной монополия власти китайских коммунистов на деле может держаться на глиняных ногах". Власть имущих в Китае может страшить судьба советского блока, в котором диссиденты, долгое время находившиеся в изоляции и считавшиеся аутсайдерами, получили со временем поддержку у широких масс и потеряли страх перед аппаратом репрессий.
Что касается Китая, продолжает автор, то здесь неисчерпаемую силу требованию соблюдения прав человека и его гражданских свобод придает тот факт, что такая гигантская и динамичная экономика, как китайская, не может долго существовать без контроля критично настроенной общественности. "В случае с Лю Сяобо коммунисты упустили шанс продемонстрировать определенную зрелость обращения с инакомыслящими".
За фасадом всесильной кампании Китая намечается постепенный распад внутри господствующей системы - на фоне всеобъемлющей коррупции и аппарата управления, выстроенного по принципу мафиозного клана. Утопающая в насилии КНР обернулась бы кошмаром для всего мира - в этой связи критики, подобные Лю Сяобо, не только исполняют свой долг как патриотов, но и несут в себе важную функцию "граждан мира".
Для Запада решение Нобелевского комитета должно означать одно: значение прав человека в международной политике нельзя недооценивать.