Прошлой осенью в Калининграде было размещено производство БМВ. В московских бизнес кругах этот шаг немецких инвесторов был оценен как донкихотский.
Не следует, однако, забывать, пишет американский еженедельник, что инвесторы вернулись в регион, тесно связанный с немецкой историей. До второй мировой войны Калининград был Кенигсбергом, столицей Восточной Пруссии, анклава, отделенного от Германии территорией Польши. С 1945 г., вплоть до распада Советского Союза, Калининград был крупной военно-морской базой, закрытой для иностранцев. Сейчас там успешно функционирует совместное российско-германское предприятие, на котором собираются автомобили БМВ. ?Российский рынок, возможно, и хаотичный, говорит руководитель местного производства Клаус Лиске, однако, мы довольны, что нашли хороший дом?. У этого дома очень интересная история. Новое предприятие БМВ размещено в здании бывшего советского военно-морского завода, который был построен немцами еще до войны для производства подводных лодок. ?Хорошая немецкая база в России?, говорит Лиске.
В настоящее время в России едва ли можно найти привлекательные стороны для иностранных инвестиций, в особенности учитывая недавние случаи нарушения в России прав иностранных инвесторов, пишет американский еженедельник. ?Если Вы хотите мгновенно очистить зал заседаний совета директоров где-нибудь на Уолл-Стрите, произнесите только одно слово: Россия,? - усмехается представитель американского инвестиционного фонда в Москве.
Действительно, цена, заплаченная многими инвесторами, оказалась очень высокой. Для многих из них вложение капитала в Россию обернулось большими проблемами. Взять, например, историю с инвестициями BР Amoco. В конце прошлого года конфликт BР Amoco с ТНК был наконец урегулирован, но эта история остается символом проблем, с которыми сталкиваются в России зарубежные инвесторы.
Тем не менее, старые зарубежные компании продолжают разрабатывать целые стратегии выживания - и даже преуспевания - в России. В прошлом году такие компании, как Ikea, Nestlе, Caterpillar, Lucent Technologies, Ford Motor Co., Gillette, Philip Morris, увеличили размер инвестиций в экономику России, разработав при этом планы защиты своих капиталовложений.
Стратегия БМВ сосредоточена на развитии продаж и использовании налоговых льгот. Таможенные пошлины составляют около 60% стоимости ввозимых в Россию автомобилей. А Калининград - зона свободной торговли, освобождающая импортеров от уплаты налогов. Кроме этого, собирать автомобили в России оказывается гораздо дешевле: максимальная зарплата рабочего не превышает 200 долларов в месяц. Калининградская БВМ, модель deluxe пятой серии, будет стоить больше 40 000 долларов. Заплатить такие деньги в России могут себе позволить только очень состоятельные люди. Но на счету совместного предприятия уже есть крупный заказ из Кремля: за 130 дорогих седанов президентская администрация заплатила 7 млн. долларов.
Другим направлением стратегии БМВ в России является развитие дилерской сети, которая, по мнению компании, наконец, положит конец полулегальному импорту. По оценкам, на дорогах России в настоящее время около 120 тыс. автомобилей БМВ, но только 4,5 тысячи из них были продано за последние пять лет через официальных дилеров. Когда калининградский завод выйдет на полную мощность, он будет производить порядка 10000 автомобилей в год. Московские специалисты называют успехи БМВ удивительными, однако, особых иллюзий относительно будущего у них нет. ?Отставка Ельцина - это, конечно, хорошая новость, но в России до сих пор существует проблема культуры корпоративного управления, и отсутствует легальная инфраструктура?, - говорит Билл Броудер из Hermitage Fund. С августа 1998 г. Россия, по словам Броудера, ?отсечена от мировых рынков капиталов, и, таким образом, у нее нет стимула вести себя так, как принято в мире?. Однако те, кто давно имеют дело с российским рынком, знают, что высокие доходы всегда связаны с высокими рисками. Задача в том, чтобы минимизировать риски. ?Никто не должен закрывать глаза на российские проблемы?, - говорит один из финансовых консультантов западных компаний. ?Но здесь можно заниматься бизнесом, не давая взяток, и не расплачиваясь за это собственной жизнью?, - утверждает он.
Едва ли не все компании, продолжающие бизнес в России, выбрали себе в партнеры солидные российские предприятия с достаточными производственными мощностями. И практически все они избрали для своего бизнеса те регионы России, где существует относительно благоприятный инвестиционный климат. Лидирует среди таких регионов Ленинградская область.
В городе Тосно, что в 45 км от северной российской столицы, компания Caterpillar только что вложила около 50 млн. долларов (это самый крупный инвестиционный проект компании в России за последние 25 лет) в предприятие по производству комплектующих, из которых на ее европейских филиалах собираются тракторы, поступающие затем на российский рынок. ?Вы должны действовать с учетом перспективны и, одновременно, быть готовы к неожиданностям. Именно поэтому наша стратегия в России предусматривает сочетание европейских и местных производственных мощностей?, говорит руководитель российского представительства компании г-н Ливеник.
Caterpillar не одинока. Недалеко от города Всеволжска компания Форд вложила 150 млн. долларов в строительство завода, который, как ожидается, должен быть завершен этим летом. На заводе планируется выпускать 100 тысяч автомобилей в год. Gillette и Philip Morris тоже разместили свои предприятия в этом регионе. Nestlе вложила 30 млн. долларов в строительство четырех заводов в России, а Lucent Technologies занимается прокладкой оптико-волоконных кабелей в Центральной России. Ikea, шведский производитель мебели, собирается открыть в Москве крупный торговый комплекс и имеет далеко идущие планы меблировки унылых российских апартаментов.
Однако самым лучшим барометром ожиданий иностранных инвесторов стал бы приход западных автомобилестроительных кампаний в Россию вслед за БМВ и Фордом. Дженерал Моторс собирается в этом году заключить 200 миллионное соглашение с АвтоВАЗом, самым крупным российским производителем автомобилей, по сборке автомобилей Опель Астра. Как предполагается, в этом году наконец-то начнет выпускать автомобили совместное предприятие итальянского Фиата и российского ГАЗа. Стратегия Фиата в принципе отражает осторожную позицию западных компаний в отношении России. ?Если Вы начинаете с выпуска небольшой партии, Вы можете обойтись без крупных капиталовложений до тех пор, пока Вы не увидите, как развивается Ваш бизнес?, - объясняет Мария Тарулина, аналитик компании Тройка Диалог.
Однако очень многие инвесторы не воспользовались этим советом. Самые большие убытки в результате финансового кризиса 1998 г. понесли портфельные инвесторы, владельцы мгновенно обесценившихся акций и облигаций, и крупные компании, не предпринявшие элементарных мер для защиты своих инвестиций. Многие из этих пионеров вполне оправданно воздели руки к небу и отправились домой. Однако с другой стороны, как говорит руководитель российского представительства Caterpillar г-н Ливеник, ?для глобального игрока сейчас не стоит вопрос: быть в России или не быть. Взгляните на ресурсы этой страны и ее потребительский рынок и Вы поймете, что Вы должны быть там?.