Сервиз "Камея" ? великолепный комплект, состоящий из столового, десертного, чайного и кофейного наборов, является главным экспонатом выставки изысканного французского фарфора XVIII века.
"Ничто в мире не может сравниться с ним в сочетании роскоши и мастерства", - сказал Ян Виленский, хранитель Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
"Французскому фарфоровому заводу потребовалось два года, чтобы изготовить по заказу русской императрицы Екатерины II сервиз на 60 персон, состоящий из 744 изделий. России же потребовалось 20 лет, чтобы оплатить этот заказ", - добавил он.
Сервиз украшен барельефами в виде камеи на темы греческой и римской мифологии, которую императрица очень любила. Поверхность фарфора ? цвета ярко-синего неба. Создать ярко-синий, а также розовый и зеленый тона (что является особенностью технологии севрского фарфора) было возможно только при использовании мягкой фарфоровой пасты, которая обжигалась при относительно низкой температуре.
Технологию севрского фарфора разработали мастера из Шато де Винсен в начале XVIII столетия. Своего зенита искусство фарфора достигает при патронаже короля Людовика XV (1715-74 гг.). Королевский фарфоровый завод был перемещен в Севр, предместье Парижа, в 1758 г., он производил изысканные сервизы для аристократических домов всей Европы.
Выставка откроется в здании токийского универмага Мицукоси 11 февраля. На ней будет представлено около 200 сервизов и изделий из фарфора XVIII века, которыми пользовалась Екатерина II. Все экспонаты отобраны из коллекции Государственного Эрмитажа ? бывшего дворца русской императрицы, расположенного на берегу реки Невы. Коллекция музея насчитывает 3,5 млн экспонатов, от античных скульптур до живописи ХХ века. Коллекция севрского фарфора ? одна из жемчужин музея.
На выставке будут экспонироваться Зеленый сервиз, относящийся к более раннему периоду, и сервиз Chinoiserie, на котором изображены сюжеты, взятые с образцов китайской лаковой миниатюры. Оба сервиза, выполненные в изысканной манере, подчеркивают утонченный вкус высшей аристократии. Знаменитые статуэтки работы Фальконе, выполненные из твердого белого фарфора, здесь тоже будут демонстрироваться.
Фальконе, первый главный скульптор на севрском фарфоровом заводе, позже создал знаменитого "Медного всадника" ? памятник императору Петру I, ставший символом Санкт-Петербурга, отмечающего в этом году 300-летие.
Сам город Санкт-Петербург, его архитектура и музеи наглядно демонстрируют тесные отношения, которые сложились между Россией и Францией в течение XVIII столетия.
Виленский, ведущий специалист Эрмитажа по искусству фарфора, сказал, что обработка севрского фарфора была крайне затруднена из-за его хрупкости. "Однако, - добавляет он, - чем больше я углублялся в изучение тонкого фарфора, тем больше стал ценить фарфор любой эпохи и любого стиля".