Журнал помещает статью Клинтона, в которой он рассказывает о своем сотрудничестве с Ельциным. Главная заслуга в превращении России в демократическое государство принадлежит Ельцину, который заслужил право именоваться Отцом российской демократии, - отмечает американский президент.
Когда я разговаривал с Борисом Ельциным в канун Нового Года - вскоре после его заявления об отставке - он выразил облегчение в связи с тем, что трудный выбор уже сделан, и, одновременно, уверенность в том, что для страны это был верный выбор, - пишет американский президент.
Ельцин объявил об отставке в свойственной для него манере - смело, откровенно, даже вызывающе. Однако, в глубине души он верил в способность российского народа сделать правильный выбор, избрав нужных ему лидеров и определив свое будущее. Клинтон отмечает, что впервые он встретился с Ельциным в июне 1992 года, когда он только недавно приступил к исполнению своих обязанностей в качестве президента. С тех пор они встречались 19 раз, и Ельцин всегда с гордостью говорил о своих крупных достижениях и откровенно - о том, что еще предстоит сделать для создания по-настоящему демократической, процветающей и современной России, отстаивающей свои национальные интересы и взаимодействующей с другими странами и международными организациями.
В своем заявлении об отставке Ельцин с очевидным удовольствием посрамил предсказателей, утверждавших, что он никогда добровольно не откажется от власти. Его критики и противники хотели представить президента автократом. Однако в беседах с Клинтоном Ельцин чаще всего говорил именно о том, что страна никогда не должна возвратиться к диктатуре любого рода, особенно коммунистической. Его приверженность демократии проявилась и в выступлении 31 декабря. По словам Ельцина, недавние парламентские выборы, выдвинувшие на первый план новое поколение политиков, убедили его, что он завершил главное дело своей жизни.
Теперь защитником российской демократии должен стать преемник Ельцина Владимир Путин, который будет баллотироваться на президентский пост в марте этого года. Если переход власти от первого демократически избранного президента ко второму пройдет успешно, то будущее России будет находиться в руках нового президента и Думы, а также местных губернаторов. Множество партий соперничают друг с другом на демократических выборах. В стране действуют около 65 000 неправительственных организаций и 900 000 частных предприятий. На месте тоталитарного монолита, закрытого от внешнего мира и враждебно относившегося к западным интересам и ценностям, были созданы многопартийная политическая система и гражданское общество, способные конкурировать на мировых рынках и имеющие выход в Интернет.
Главная заслуга в этом принадлежит Ельцину, - отмечает американский президент. При всех своих проблемах он был смелым, откровенным и дальновидным человеком, заслужившим право именоваться Отцом российской демократии.
В своей прощальной речи Ельцин откровенно заявил о своих промахах, попросив прощения за то, что не оправдал всех возложенных на него надежд.
Из наших многочисленных встреч, отмечает Клинтон, можно судить о том, что ни одна проблема не доставляла Ельцину такого беспокойства, как возрождение экономики и улучшение жизни россиян. Он всегда чувствовал себя защитником их интересов. Несмотря на трудности, которые испытывают простые российские граждане, появились некоторые признаки экономического роста, а недавние парламентские выборы показали, что реформам не будет дан обратный ход.
Экономика является не единственной областью, где еще многое предстоит сделать. Оба президента часто это обсуждали. Во-первых, нужно преодолеть преступность и коррупцию. Россияне должны быть уверены, что в стране правит закон. В противном случае, они выступят в поддержку других лидеров и даже, возможно, других форм правления.
Другим важным вопросом, требующим немедленного решения, является война в Чечне. США открыто выражают свое глубокое несогласие с действиями российского правительства: не с его правом бороться с чеченскими боевиками, а с тем, как оно обращается с беженцами. Преемники Ельцина должны не только решить, как освободить Грозный, не убивая при этом мирных граждан. Вопрос в том, будет ли эта война служить моделью урегулирования других проблем, касающихся действий террористов и сепаратистов. Россия должна найти правильный баланс между использованием силы и уважением прав граждан и соблюдением международных норм. В Чечне подобный баланс до сих пор найти не удалось.
Наконец, существует проблема отношений России с остальным миром. Президент Ельцин и Билл Клинтон полагали, что их страны должны по возможности действовать сообща, отстаивая общие интересы и стремясь преодолеть разногласия, мешающие развитию сотрудничества в других областях. Тем не менее, в отношениях между двумя странами возникали различные трения, большинство из которые были связаны с такими специфическими вопросами, как расширение НАТО, кризис в Косово, события в Чечне и внесение поправок в Договор по ПРО. В последнее время в обеих странах начали все чаще высказывать сомнения в том, что их общие интересы преобладают над разногласиями. Что касается контроля над вооружениями, нераспространения ядерного оружия, мира на Балканах или на Ближнем Востоке, а также борьбы с терроризмом, Клинтон считает, что Россия и США извлекут для себя большую выгоду, если объединят свои усилия по урегулированию данных проблем.
Те, кто в этом сомневается, должны обратить внимание на следующее, отмечает президент США: с 1991 года было демонтировано 5 000 стратегических ядерных боеголовок. Ядерные системы США и России больше не направлены друг на друга. Ядерное оружие вывезено с территории бывших советских республик. Россия вывела свои войска из Прибалтики и сыграла позитивную роль на Балканах. Коммунистическая машина разрушена и большинство россиян работают на частных предприятиях.
Если новые российские лидеры, которым Ельцин уступил свою сцену, так же твердо будут придерживать такой политики, как это делал Ельцин, США будут рады с ними активно сотрудничать, - заключает Клинтон.