10 января 2003 г.

Дэвид Дербишир | The Telegraph

Возможно, виагра ведет к параличу, предостерегают ученые

Получены научные данные, что виагра способствует тромбозу и может быть опасна для людей с предрасположенностью к сердечно-сосудистым заболеваниям.

Эти данные позволяют объяснить, чем вызваны те несколько смертельных случаев от болезней сердца и сосудов, которые случились у мужчин, принимавших этот препарат, говорят ученые.

Однако ввиду того, что исследование проводилось на клетках крови в лабораторных условиях, а не на людях, другие специалисты призывают относиться к этим данным с осторожностью.

Представители компании Pfizer, производящей виагру, заявили, что нет доказательств, убеждающих, что препарат, который принимают 20 млн. человек по всему миру, повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний.

Изначально, виагра разрабатывалась как лекарство от ангины. Ее действие вело к тому, что сосуды расширялись, и тромбоциты (это вид кровяных клеток) не могли, слипаясь, образовывать тромбы.

И только когда мужчины, принимавшие участие в испытаниях, на стадии клинических исследований сообщили о неожиданном побочном эффекте, в компании Pfizer поняли, что с помощью виагры можно лечить половую дисфункцию.

Однако исследованием, результаты которого напечатаны вчера в научном журнале Cell, предположительно установлено, что виагра может способствовать слипанию тромбоцитов вследствие того, что повышается уровень содержания в крови химического соединения, называемого cGMP.

Это открытие ставит под сомнение 20-летнюю убежденность ученых в том, что cGMP, напротив, предотвращает это явление.

Д-р Ксаопинг Ду, фармаколог медицинского факультета Чикагского университета, сказал, что "сама по себе виагра не является достаточной причиной для развития сердечных заболеваний у здоровых людей, но наше исследование подсказывает, что она может оказаться фактором риска для тех, у кого наличествуют симптомы

этих заболеваний".

Опыт д-ра Ди состоял в том, чтобы в лабораторных условиях получить из клетки крови два вида протеинов, ответственных за образование тромбов: один помогает тромбоцитам склеиваться, а задача второго - активировать деятельность первого. Затем ученые изъяли и исследовали те молекулы, которые приводят в действие эти протеины.

Уже давно установлено, что соединение cGMP тормозит слипание тромбоцитов, однако, к изумлению д-ра Ди, выяснилось, что оно и способствует такому слипанию. Ученый высказал предположение, что сначала cGMP заставляет тромбоциты склеиваться, чтобы затянулась рана, а потом начинает действовать в противоположном направлении, чтобы

предупредить угрозу закупорки сосуда.

Виагра работает таким образом, что тормозится деятельность ферментов, разрушающих GMP. В лабораторных условиях этот препарат, действуя в одиночку, не способствует слипанию тромбоцитов. Однако в условиях человеческого организма, если там имеются, в малых дозах, другие химические вещества, свойственные поврежденным кровеносным

сосудам, виагра способствует тромбозу.

Врачи не прописывают этот препарат лицам, страдающим от низкого кровяного давления, перенесшим недавний паралич или инфаркт, а также тем, кто принимает сердечно-сосудистые лекарства.

Представитель компании Pfizer заявил, что "в клинических испытаниях принимали участие люди с различым состоянием сердца, и увеличения сердечно-сосудистых явлений замечено не было". "Мы абсолютно уверены, что препарат безопасен", - сказал он.

Исследование, проведенное в прошлом году в Британии, в котором участвовали почти 9 тысяч человек, принимающих виагру, показало, что лекарство не повышает риска сердечных приступов.

Фиона Кирквуд, представляющая британскую ассоциацию кардиологов British Heart Foundation, сказала, что "тем, кто недавно перенес сердечный приступ или удар, следует проявлять осторожность". Однако пока что статистика слишком мала, чтобы с уверенностью связывать сердечно-сосудистые заболевания и виагру.

"Необходимы дальнейшие крупномасштабные исследования".

Источник: The Telegraph