Нью-йоркский дизайнер Кэтрин Коллинз настолько увлеклась историей интриг, погони за наживой и невероятного перехода от коммунизма к капитализму в России 1990-х, что сделалась режиссером и продюсером, пишет журналистка Washington Post Кэти Лалли. Коллинз решила рассказать эту историю на примере биографии Михаила Ходорковского. После того как в 2005 году нефтяного магната приговорили к тюремному заключению за уклонение от уплаты налогов, а ЮКОС передали государству, у Коллинз появилась стройная фабула: как излагает ее автор статьи, "распад СССР влечет за собой разгул разнузданного капитализма и новые свободы, пока государство вновь не укрепляет свою власть над людьми и имуществом".
Коллинз назвала свой документальный фильм "Vlast". "Это означает "власть, сила", но этим же словом, имеющим агрессивный, слегка зловещий оттенок, русские называют своих правителей", - замечает автор. Фильм начинается с ареста Ходорковского в октябре 2003 года. Газета напоминает, что Ходорковского и Лебедева первоначально приговорили к 8 годам тюрьмы, а затем судили вновь "по обвинениям, широко признанным нелепыми" и 30 декабря приговорили к 6 добавочным годам заключения.
Коллинз не рассматривает вопрос о том, виновен ли Ходорковский, отмечает автор. "Ни его, ни 6 других олигархов, действовавших в первоначальный период, никогда не обвиняли в соблюдении юридически-правовых тонкостей при накоплении богатств. Но только Ходорковский сидит в тюрьме. Два олигарха бежали из страны, остальные поклялись в верности Путину, и тот обещал, что они смогут сохранить свои капиталы, если не станут бросать ему вызов", - пишет газета.
По мнению автора, фильм Коллинз рассказывает не только о Ходорковском - он о "меняющейся России, о том, как власть имущие злоупотребляют судебной системой, об ущербе для граждан и страны". "Коллинз проницательно выбрала тему. В США и Европе несамостоятельная судебная система России вызывает большой интерес, а Коллинз поведала о ней мрачную и захватывающую историю", - пишет автор. Картина, которую Коллинз финансировала собственными силами, является призывом не проявлять равнодушие.
О произвольном применении конституции и судебной системы Коллинз сказала: "Это цинично и опасно, а мы сотрудничаем с Россией, словно ничего такого не происходит". "В финале ее фильма барон-разбойник превращается в своего рода политического диссидента", - отмечает автор.