Для Белого дома, "это было одним из самых важных выступлений Джорджа Буша". Для демократов - поводом для того, чтобы проверить, может ли президент, которого обвиняют "в том, что он на стороне крупных предпринимателей", что-то предпринять против коррупции, свирепствующей в американской экономике. Выступая вчера на Уолл-стрит в условиях достаточно напряженной в политическом отношении ситуации, Джордж Буш предпринял попытку восстановить доверие со стороны деловых кругов, сотрясаемых многочисленными скандалами. Он призвал руководителей предприятий, собравшихся в отеле "Регент", в самом центре финансового округа, вступить в "эру честности". Буш объявил о создании федеральной комиссии, которой поручено расследовать деятельность президентов-генеральных директоров, уличенных в мошенничестве. Он также подтвердил, что сроки тюремного заключения для руководителей, признанных виновными в хищении денежных средств с использованием служебного положения, будут увеличены вдвое - с пяти до 10 лет. "Мое правительство сделает все, чтобы положить конец фальсификации счетов и искажению истины", заявил он прежде, чем произнести, что "нет капитализма без сознательности".
Объявленный за несколько дней визит Буша в Нью-Йорк должен был в первую очередь продемонстрировать, что республиканская администрация решила проявить твердость перед лицом экономической элиты, погрязшей в коррупции. После разоблачений по делу Enron в конце прошлого года президента критиковали за отсутствие реакции, а демократы указывали на связи Буша с этой энергетической компанией. Но на этот раз, в то время, как руководители WorldCom и многих других компаний, подозреваемых в мошенничестве, предстают перед конгрессом, а в ноябре этого года должны состояться выборы, Белый дом не мог позволить себе упустить инициативу. И тем не менее Буш прибыл в Нью-Йорк под огнем критики со стороны лагеря демократов.
С прошлых выходных противники президента не преминули напомнить ему, что 12 лет назад он сам оказался под следствием Комиссии по ценным бумагам.
В то время Буш входил в состав руководства техасской энергетической компании Harken. Тогда он продал акции предприятия на сумму более 800 тысяч долларов, за неделю до того, как она объявила о серьезных потерях. Его подозревали в совершении "преступления инсайдера", но Бушу удалось избежать обвинения, поскольку комиссия посчитала, что "не располагает достаточными доказательствами для продолжения преследований".
Вчера на Уолл-стрит президент не вспоминал о Harken, но выступил с многочисленными предложениями. Заявляя о себе, как о защитнике прав трудящихся и пенсионеров, пострадавших в результате этих скандалов, он потребовал от конгресса выделить дополнительно 100 миллионов долларов Комиссии по ценным бумагам для укрепления ее роли жандарма. Он также рекомендовал ужесточить карающие законы за уничтожение документов и призвал предприятия выбирать независимых администраторов.
Но всех этих заявлений оказалось недостаточно, чтобы произвести впечатление на демократов. Они упрекнули президента в том, что он говорил о мерах, базирующихся, в основном, на самодисциплине предприятий, к соблюдению которой призывает Комиссия по ценным бумагам. Сами демократы предложили создать независимый организм, который бы имел более широкие полномочия, чем биржевая комиссия, и который бы установил непосредственный контроль над предприятиями. Они также выступили за снятие с должности Харвея Питта, председателя Комиссии по ценным бумагам, назначенного президентом Джорджем Бушем в августе прошлого года. Бывший адвокат обвинялся в том, что "чрезмерно поддается чужому влиянию".
Буш, напротив, заявил вчера, что полностью доверяет Комиссии по ценным бумагам, назвав ее сердцем грядущих реформ. Негодуя в отношении предпринимателей, покидающих обанкротившиеся предприятия с компенсациями в "несколько десятков миллионов долларов", Буш посчитал, что фирмы должны объяснить, "соблюдались ли при этом интересы акционеров". В заключение Буш подчеркнул, что большинство американских предпринимателей были "честными и трудолюбивыми" и что "лишь некоторые из них посягнули на американскую концепцию свободного предпринимательства". В конце дня рынки, как кажется, смогли в этом убедиться: к завершению торгов индекс Доу-Джонса упал на 1,93%, а NASDAQ - на 1,74%.