Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 июля 2002 г.

Йенс Хартманн | Die Welt

Россия ? это "Чернобыль замедленного действия"

"Ядерная безопасность у нас в России не просто слаборазвита, ее не существует вовсе". Сергей Митрохин, депутат Госдумы от либеральной партии "Яблоко", знает, о чем говорит. Ему удалось то, что русские генералы считали невозможным. Он пролез через дыру в заборе из колючей проволоки и разгуливал по территории "суперохраняемого" ядерного объекта в сибирском Железногорске. "Я мог залезть на крышу, мог сделать все, что угодно".

На Чукотке, восточном форпосте России неподалеку от Аляски, на побережье Ледовитого океана, установлено 85 радиотермических реакторов. Эти мини-электростанции проверяют раз в год. Между тем местные жители развинчивают реакторы и сдают их в металлолом. Похожая картина в Кольском заливе. Там с кораблей невооруженным глазом можно увидеть корпуса старых атомных подводных лодок. По всей России гниют более сотни этих атомных гробов. Реакторы с них снимали только в исключительных случаях, часто матросам приходится откачивать их них воду, чтобы лодки не пошли ко дну. Сергей Филиппов, защитник окружающей среды из Мурманска, говоря о 17 000 контейнерах с ядерными отходами, лежащими на морском дне, о 24 000 стержнях для ядерных реакторов, которые хранятся на Кольском полуострове, о 274 реакторах и 11 складах с радиоактивными веществами, называет их "Чернобылем замедленного действия".

Теперь вся надежда на сумму "до 20 млрд. долларов", выделяемую семью ведущими развитыми странами на приведение в порядок хранилищ атомного и химического оружия. "К нашим приоритетам относится уничтожение химического оружия, утилизация списанных атомных подводных лодок, контроль за ядерными материалами, а также трудоустройство бывших специалистов-оружейников", - говорится в плане Маршалла, разработанного "восьмеркой" для сохранения российской окружающей среды.

Директор программы Зеленого креста по атомной и радиоактивной безопасности Владимир Кузнецов считает реальной опасность того, что в России и других государствах бывшего Советского Союза террористы могут получить материалы для создания "грязной бомбы", обычной бомбы, начиненной радиоактивным материалом. В России, как пишет в своем исследовании Кузнецов, хранилось, в частности, "300 000 тонн обогащенного урана и 780 тонн оружейного плутония". Меры по обеспечению безопасности мест их хранения недостаточны, от 50 до 90% технических средств (сигнализация, видеоконтроль и ограждения) требуют замены. "У охранников зачастую нет даже счетчиков Гейгера, чтобы проверять сотрудников атомных объектов".

Еще одна бомба замедленного действия ? 40 000 тонн химического оружия, хранящегося на семи военных базах в центральной части России. Это наследство "холодной войны" должно было быть уничтожено до 2007 года, сейчас Россия просит продлить этот срок до 2012 года, чтобы уничтожить 32 500 тонн фосфоросодержащих нервно-паралитических газов ? зарина, зомана и V-газа. Русские, однако, не бездействуют. С помощью Запада начата реализация некоторых проектов. Ежегодно Москва демонтирует около 2000 атомных боеголовок. США и Европа уже предоставляли сотни миллионов долларов для уничтожения российского химического оружия. В Горном (Поволжье) на немецкие деньги уже построена установка по уничтожению боевых отравляющих веществ. Вторая ? на очереди. Кроме того, Берлин хочет помочь в утилизации списанных судов Северного морского флота. Так, должна быть очищена бухта Андреева, превратившаяся в "дикую" свалку списанных подводных лодок, в другом месте для них будет организован промежуточный склад. Однако многомиллиардные программы помощи все равно оставляют открытым целый ряд вопросов. Так, до сих пор Москва и "семерка" не могут достичь согласия в том, кто должен осуществлять контроль за инвестициями в будущее России. В Москве, кроме того, споткнулись на формулировке "до 20 млрд. долларов". К тому же в российском генеральном штабе ссылаются на "стратегическое значение" многих объектов, которые являются "строго секретными". Об охране окружающей среды генералы почти не говорят. Тем не менее успех программы зависит от готовности военных к сотрудничеству.

Источник: Die Welt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru