Хотите купить фальшивый отпуск, медицинский диплом или "чистокровного сибирского" бродячего кота? Все что угодно, если вы не настаиваете на подлинности
Всегда хотели похвастать перед друзьями поездкой в Бразилию, но никогда не могли себе этого позволить? Без проблем!
Всего 500 долларов, и никто не усомнится, что вы на прошлой неделе грели кости на пляже Копакабаны, только что продравшись через джунгли Амазонки. Это же вы, подобно Кейт Уинслет на "Титанике", раскинули руки на вершине Корковадо!
Туристическая компания Persey Tours едва сводила концы с концами, пока не начала в прошлом году предлагать фальшивые поездки - мнимые корешки билетов, чеки отелей, фотографии клиента на фоне узнаваемых достопримечательностей, сувениры, чтобы украсить ими полки в гостиной.
Если клиент - неверный муж, который хочет, чтобы жена поверила, что он поехал на рыбалку, Persey предоставляет не только фотографии на фоне реки, но и удаленный номер сотового; сторожку, где всякому, кто позвонит, скажут, что этот самый муж поселился, но в данный момент вышел; и свежезамороженную рыбу.
Конечно, это не имеет общего с реальностью. Однако в России это различие вскоре совсем сотрется. Если и есть мировая столица беззастенчивой подделки, то это Москва.
Забудьте о фальшивых часах Rolexes и сумках Gucci - это детские игрушки. Российские дельцы предлагают подделки картин Шишкина стоимостью миллион долларов, пропуски в Кремль с "собственноручной" подписью Путина, поддельные дипломы медицинских институтов и бродячих котов за 300 долларов с родословной "чистопородного сибирского".
Старомодная драка на свадьбе может обойтись в 300-400 долларов. ("Какая свадьба без драки?" - говорит 22-летний Александр Ермилов, который недавно начал этим зарабатывать на жизнь.)
Международные эксперты говорят, что 12% фармацевтических препаратов на российском рынке - контрафактная продукция. Одно из последних исследований показало, что значительное количество средств от головной боли вообще не содержит активного вещества.
Минэкономразвития и торговли сообщает, что порядка 50% потребительских товаров в России являются подделкой.
Представители американских торговых организаций, долгие годы ведущие борьбу с пиратством лицензионных DVD и CD в России, говорят, что ситуация стала еще хуже. Россия - крупнейший экспортер пиратской музыкальной продукции, которая часто производится за закрытыми воротами бывших военных баз.
Каждому россиянину приходится сталкиваться с морем поддельной продукции, к которой часто относятся терпимо, так как она большей частью облегчает жизнь и стоит дешевле, чем настоящие товары.
Например, легендарные московские пробки расступаются как воды Красного моря перед автомобилем с фальшивой VIP-наклейкой и голубой мигалкой. (Официально их дают только важным правительственным лицам, но если вы едете в большом черном мерседесе с затененными стеклами, кто об этом узнает?)
Фальшивые дипломные и курсовые работы помогают слишком занятым студентам справиться с тяготами учебы. Даже докторская диссертация Путина, как установили в этом году исследователи из Брукингского института Brookings, содержит целые куски, взятые из текста ученых Питтсбургского университета.
Юрий Любимов, помощник главы МЭРТ по борьбе с пиратством, говорит, что для того, чтобы понять любовь россиян к фальшивкам, надо понять важность в России внешних атрибутов.
"Это как французское понятие faire montrer. Лучше казаться, чем быть. Это очень по-восточному - говорит он. - Я знаю здесь людей, которые совсем не богаты, но покупают очень дорогую машину, чтобы другие увидели, как они богаты и могущественны".
С другой стороны, никто так хорошо не умеет отличить фальшивку, как русские. Спросите любую женщину, которой доводилось с презрением окидывать кроличью шубу, движущуюся вдоль Тверской. Или спросите Марию Бабалову, музыкального критика газеты "Известия", которая с удивлением подняла брови, увидев афишу о предстоящем концерте "восходящих звезд La Scala."
Почему никто об этих звездах раньше не слышал?
Григорий Папиш, генеральный продюсер Дома музыки, где был запланирован концерт, сказал, что слишком поздно узнал, что эти певцы "только собирались заключить контракты" с La Scala.
"Чтобы вести борьбу с подделками на рынке, нужно иметь хорошо функционирующую систему правозащитных органов, хорошую судебную систему, таможенную систему. Ничего этого нет, - говорит глава Конфедерации обществ потребителей России Дмитрий Янин. - Я думаю, что все понимают, что без этого невозможно качественное изменение рынка подделок в России".
Дмитрий Попов, основатель и глава Persey Tours, очень на это надеется. В прошлом году он взял 2 тысячи долларов с владельца бензозаправочной станции в Сибири за то, что помог ему убедить приятелей, что он купил поездку на Луну на российском космическом шаттле.
"Он, конечно, улыбался, заказывая эту услугу, - говорит Попов. - Но он же заплатил".