Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 июля 2007 г.

Джей Соломон | The Wall Street Journal

США подыскивают способ формального завершения Корейской войны

Поступающие от Северной Кореи позитивные сигналы в области разоружения способствуют надеждам на безопасность в регионе

На фоне прогресса администрации Буша на переговорах с Северной Кореей по разоружению американские стратеги начинают изучать возможности формального завершения "холодной войны" между Вашингтоном и Пхеньяном, которая длится уже более 50 лет.

Высокопоставленные представители администрации США сообщают, что изучают возможность использования мирного соглашения для официального завершения Корейской войны 1950-1953 годов. По их словам, США надеются начать консультации с Северной Кореей уже на исходе текущего года.

В феврале Северная Корея обязалась начать демонтаж своей ядерной программы военного назначения в обмен на экономическую помощь, а в итоге и установление дипломатических отношений с США и их союзниками в Азии. Договор был подписан после длившихся много лет с перерывами переговоров с участием Северной Кореи, Южной Кореи, США, Японии, России и Китая.

Теперь некоторые представители администрации Буша надеются, что эти так называемые "шестисторонние переговоры" могут перерасти в постоянный форум для обезвреживания угроз безопасности в Северо-Восточной Азии в период, когда и Япония, и Китай активно наращивают военную мощь.

Несколько месяцев Пхеньян медлил, но в последние недели появились признаки того, что Северная Корея приступает к осуществлению своих обещаний разоружиться. Предполагается, что к середине июля она должна закрыть ядерный реактор в Йонбене взамен на поставки гуманитарной помощи - 50 тыс. тонн мазута. Это будет один из элементов поэтапного процесса, предполагающего, что Северная Корея постепенно нормализует свои отношения с США, Японией и Южной Кореей.

Недавнее поведение Пхеньяна заронило робкую надежду на то, что наконец-то может начаться движение к официальному заключению мира на Корейском полуострове, где с 1953 года действует лишь перемирие. "Тут мы имеем дело с анахронизмом, - сказал высокопоставленный источник в администрации США, подразумевая сохраняющееся в этом регионе военное противостояние. - Нужно нормализовать обстановку".

Есть и более широкая проблема: в регионе отсутствует какой-либо официальный орган для разбора споров в области безопасности и вынесения решений. В результате возможна быстрая эскалация конфликтов, разгоревшихся из-за территории или ресурсов. В течение последних 50 лет США и их союзники стремились обеспечивать региональную безопасность преимущественно за счет военных альянсов, а также присутствия войск США в Южной Корее и Японии.

С середины 1990-х годов государства, ныне участвующие в шестисторонних переговорах, неформально обсуждали вопросы региональной безопасности в рамках "Диалога по сотрудничеству в Азии" (ДСА). Это был неофициальный ежегодный форум, где дипломаты, ученые и военные шести стран обсуждали такие вопросы, как растущая военная мощь Китая и экономические реформы в Северной Корее.

Однако, как говорят представители США, постоянный орган по вопросам региональной безопасности может стать для азиатских стран каналом для улаживания разногласий - а также обеспечит дальнейшее присутствие США в регионе.

Американские и азиатские дипломаты полагают, что это должен быть форум типа Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) или Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). К примеру, ОБСЕ, насчитывающая 56 членов, стремится предотвратить или ограничить в масштабе конфликты в экономической сфере и потенциальные угрозы безопасности. В частности, эта организация способствовала быстрым преобразованиям в Европе после падения Берлинской стены.

В администрации Буша подчеркивают, что преследование более широких целей в области региональной безопасности в Северо-Восточной Азии зависит от того, действительно ли режим северокорейского лидера Ким Чен Ира навсегда демонтирует свои военные ядерные программы.

Две недели назад Пхеньян разрешил визит официальной делегации МАГАТЭ, которые подготавливали почву для возвращения инспекторов по вооружениям в июле.

Сотрудники МАГАТЭ говорят, что Северная Корея начинает готовиться к закрытию плутониевого реактора Йонбен, который, по оценкам США, уже произвел достаточно сырья для производства 10 атомных бомб. Осенью прошлого года Пхеньян испытал некое ядерное устройство.

Второй этап процесса разоружения, возможно, будет сложнее претворить в жизнь. От Северной Кореи требуется, чтобы она огласила информацию обо всех своих возможных тайных достижениях при разработке второго цикла обработки ядерного топлива на основе урана, а также об объемах плутония, выделенного из отработанного топлива реактора Йонбен. Некоторые из американских переговорщиков опасаются, что пхеньянские военные могут расценить выполнение этих требований как передачу врагу стратегических секретов.

Если процесс разоружения продолжится, администрация Буша надеется к концу текущего года начать с Пхеньяном обсуждение официального мирного договора, говорит Кристофер Хилл, помощник госсекретаря, руководящий переговорами Вашингтона с Северной Кореей. Тем временем рабочая группа во главе с Россией занялась изучением вариантов долговременных гарантий безопасности в Северо-Восточной Азии.

По сообщениям американских дипломатов, США проводили встречи с Южной Кореей, а также Японией по вопросу о том, как сформулировать договор о перманентном мире на Корейском полуострове. Ключевая проблема состоит в том, как сохранить военные альянсы Вашингтона с обеими этими государствами, если северокорейская угроза - служившая главным оправданием для этих альянсов - исчезнет.

Лим Сонгнам, заместитель представителя Южной Кореи на шестисторонних переговорах, сказал в интервью, что Сеул хотел бы, чтобы мирный процесс осуществился "как можно раньше", но точные даты на переговорах еще не обсуждались. Сеул пока не занялся и такими подробностями, как будущее американских войск, размещенных в регионе.

По словам Лима, главное - чтобы Северная Корея вначале выполнила свои обязательства по ядерному разоружению и не использовала сложные проблемы, сопряженные с любым процессом умиротворения, в качестве предлога для новых отсрочек.

Япония, хотя у нее существуют собственные трения с Северной Кореей, желает укрепления стабильности в регионе, особенно с учетом все большего усиления Китая. В 1991 году Токио начал переговоры с Пхеньяном с целью установления дипломатических отношений, но в 2002 прекратил их после появления доказательств похищения Северной Кореей японских граждан в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Напряженность еще более обострилась в июле 2006 года, после испытательных запусков Пхеньяном ракет над акваторией Японского моря.

Многие региональные аналитики говорят, что смыкание интересов Южной Кореи и Японии станет краеугольным камнем для фундамента будущего примирения с Пхеньяном.

Изучая возможные подходы к переговорам об официальном заключении мира, администрация США стряхивает пыль с моделей, над которыми размышляли предыдущие власти Америки. Варианты есть самые разные - от проведения прямых переговоров с Северной Кореей до четырехсторонних консультаций с участием США, Северной Кореи, Южной Кореи и Китая, а также сохранения нынешнего шестистороннего формата.

Представители США и Южной Кореи отмечают, что самым вероятным выглядит вариант четырехстороннего формата: США считают участие Пекина и Сеула чрезвычайно важным для заключения прочного мира.

Пекин поддерживает идею мирного договора, но, возможно, постарается уклониться от непосредственного участия. Китайский коммунистический режим традиционно был союзником Северной Кореи, но Пхеньян все сильнее испытывает его терпение. Кроме того, Китаю очень хочется, чтобы его воспринимали на равных со всем остальным миром, а не как отстающего от времени.

Непосредственное участие в мирных переговорах может поставить Пекин в неловкое положение, когда ему придется поневоле принять сторону Пхеньяна. "Китай не прочь просто прибегнуть к привлечению третьей стороны, переложив ответственность за этот вопрос на кого-то другого", - отмечает Цзинь Канрон, заместитель декана университета Ренминь в Китае.

Еще одна ключевая проблема - почти 30 тыс. американских военнослужащих, все еще размещенных в Южной Корее. США впервые направили туда войска в 1950 году, когда солдаты под руководством Ким Ир Сена, отца нынешнего северокорейского лидера, вторглись на Юг. Позднее стороны конфликта при посредничестве ООН подписали перемирие, но официальный договор о мире так и не был подписан.

Для заключения какого-либо официального мирного договора двум Кореям придется договориться о процессе демонтажа демилитаризированной зоны, которая сейчас разделяет страны. Придется также найти решение серьезных споров о территориях.

Обе Кореи официально декларируют свою приверженность идее объединения, но условия и график остаются спорными. Южнокорейские представители называют своей главной целью сохранение "стабильности" на Севере.

Северокорейские лидеры и южнокорейские левые политики уже длительное время осуждают присутствие контингента США в Южной Корее, расценивая его как орудие американского империализма.

Китайские военные стратеги также наверняка оспорят резоны сохранения американского контингента в Южной Корее после заключения мирного договора в том или ином виде. Даже некоторые стратеги из Пентагона скептически относятся к его необходимости в случае заключения официального мира.

Однако многие дипломаты и аналитики отмечают, что не спешат отметать возможность дальнейшего присутствия американских войск в этом регионе. Ряд официальных лиц в США и азиатских странах, встречавшихся со своими северокорейскими коллегами, говорят, что Пхеньян видит в долгосрочном присутствии США потенциальный противовес растущей экономической и военной мощи Китая в регионе.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru