По мнению Кремля, не все инвесторы одинаковы. Россия не одинока в своем стремлении ограничить иностранное владение в стратегических отраслях, но не многие страны смогли бы составить список из 42 стратегических секторов, в который включены почти все природные ресурсы, включая рыбу, а также теле- и радиовещательные компании.
Как это обычно бывает в России, решение было объявлено в знаменательный момент - сразу после поединка президента с Гордоном Брауном на саммите G8. Ограничение иностранных инвестиций вписывается в общую картину, и постановление рыночного регулятора даст понять российским избирателям, что новый президент занял жесткую линию по отношению к иностранным проходимцам.
Как это повлияет на российскую экономику и обладателей больших долей в российских компаниях - это большой вопрос. Теоретически они защищены, так как закон не имеет обратной силы. Но все те, у кого есть большие доли в российских компаниях, немедленно начнут искать потенциальный рынок для инвестиций.
Среди разочарованных инвесторов будут не только иностранцы, но и российские предприниматели, которым будет сложнее найти покупателя для своего бизнеса. Возможно, это объясняет позицию олигархов, которые сейчас борются с BP за контроль в TНК-BP. Кто захочет быть миноритарным акционером, когда потенциальные покупатели вашей доли ограничиваются двумя предприятиями, контролируемыми государством?
Прямые иностранные инвестиции в Россию сейчас переживают не лучшие времена, в первом квартале они снизились на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
Серьезные ограничения инвестиций в нефтяной сектор на неофициальном уровне действуют уже по меньшей мере два года. В результате производство нефти в России пробуксовывает, что способствует нынешнему росту цен на нефть.
Национальная инвестиционная политика Кремля не только создает препятствия для развития внутренней российской экономики. Ее эффект почувствуется по всему миру.
Отчасти этот шаг является попыткой регулировать направление инвестиций. Россия стремится диверсифицировать экономику и вызвать активность в таких отраслях, как производство потребительских товаров и услуг.
Медведев хочет превратить Москву в финансовый рынок Восточной Европы, сделав рубль его резервной валютой. Это благородная цель, но кто-то забыл сказать президенту, что на рынках должны быть участники и дверь лучше держать открытой.