Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 июня 2008 г.

Кристиан Эш | Berliner Zeitung

Российское государство отказывается от ряда своих полномочий

В конце прошлой недели на берегах Невы на ежегодном Международном экономическом форуме встретились богатые и сильные мира сего. Это российский ответ на форум в Давосе. Пока простые петербуржцы с Английской набережной любовались 115-метровой яхтой Pelorus Романа Абрамовича, российские олигархи, обладатели многомиллиардных состояний, впитывали новости из мира богатства и власти.

И действительно, тут не без новостей: вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что с этой минуты российское государство отказывается от ряда своих полномочий - по крайней мере в той их части, которая касается его вмешательства в экономику. Неудачи государственного регулирования - это более значимая проблема, чем ошибки рынка, говорил он.

Лицемерное признание в любви к либеральному рынку - это для авторитарной России не новость; сенсация заключается в другом: высокопоставленный член правительства говорит об ограничении госвлияния как об официальной политике. Шувалов перечислил срочно необходимые меры: например, назревшее сокращение списка стратегических предприятий, исключенных из приватизации. Во время президентства Владимира Путина были определены многочисленные отрасли, где иностранные компании могут приобрести контрольный пакет акций того или иного предприятия только с одобрения государства и на определенных условиях.

Но, главное, из советов директоров государственных предприятий исчезнут чиновники. Место представителей государства должны занять независимые профессионалы, причем в первую очередь на предприятиях со 100-процентным государственным капиталом; если получится, то еще в текущем месяце.

Однако дел здесь невпроворот! Советы директоров российских предприятий кишмя кишат сановными чиновниками. Сам вице-премьер Шувалов является главой совета директоров "Совкомфлота", крупнейшей российской судоходной компании; вице-премьер Игорь Сечин заседает в совете директоров "Роснефти"; вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин - в совете директоров "Сбербанка", крупнейшего российского банка; до недавнего времени совет директоров "Газпрома" возглавлял нынешний президент Дмитрий Медведев.

Однако почему государство должно выходить из советов директоров? Если оно решило, что предприятие, полностью или частично, должно находиться в его собственности - а для этого по опыту российской приватизации 1990-х годов есть свои причины - то ему по-прежнему следует его контролировать. Очевидно, речь идет не о вмешательстве как таковом, а о его качестве: политика не должна произвольно лезть в экономику, она должна предоставить предприятиям возможность действовать на экономических основаниях.

Вопрос лишь в том, насколько функциональным окажется замечательный план Шувалова. Он противоречит законам, по которым движется Россия Путина. Это противоречие нашло свое отражение и в речи Шувалова: так, слушатели навострили уши, когда Шувалов заговорил о планах по созданию новых госкорпораций по примеру тех, что уже существуют в ВПК, в области организации Олимпийских игр в 2014 году в Сочи и для развития нанотехнологий. Юридически эти гиганты считаются некоммерческими организациями. И это, пожалуй, самая непрозрачная форма, посредством которой государство может вмешиваться в экономику.

Также по теме:

Бизнесменов манит российский "горшок с медом" (Обзор прессы)

Источник: Berliner Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru