Сын Михаила Ходорковского призывает Запад ввести санкции в отношении следователей и судей, участвовавших в процессе над его отцом, пишет сегодня Berliner Zeitung. Большинство из них "имеют счета на Западе или там учатся их дети. Если заморозить деньги или отказать им в визах, то это больно по ним ударит", говорит он.
Как считает Ходорковский-младший, рассмотрение апелляционной жалобы, поданной адвокатами Ходорковского, "ни к чему не приведет". Ведь решение, по его словам, принимает та самая, более высокая инстанция, которая в декабре была автором текста приговора.
Как отмечает автор статьи, Павел "унаследовал обаяние своего отца и умело им пользуется. Ненадменно и с естественным дружелюбием он общается со своими собеседниками, постоянно стараясь без лишних эмоций приводить аргументы".
У его отца было самое приветливое лицо среди тех, кто сколотил крупное состояние в лихие 90-е. Но чтобы в те времена сделать большие деньги, требовались и совершенно другие качества. Ходорковский - как и все без исключения олигархи и большинство государственных деятелей - использовал беззаконие ельцинской поры, говорится далее в статье.
"Долгое время в законодательствах было больше пробелов, чем правовых норм - и это называлось экономическим либерализмом. Такое обогащение можно называть дерзким и беззастенчивым, а также циничным и аморальным. Но противозаконным оно тогда не было. Однако в этих воспоминаниях заключена основная причина, почему многие и даже, возможно, большинство россиян видят в Ходорковском не жертву правового произвола, а обманщика и вора, понесшего заслуженное наказание".
Павел, сын Ходорковского от первой жены, начал как раз учиться в США, когда в 2003 году был арестован его отец. Тот пожелал, чтобы сын оставался там же. Сейчас он IT-менеджер в Нью-Йорке. "Я не хочу, чтобы меня кто-то использовал для оказания давления на моего отца, с тем, чтобы он признал себя виновным, - объясняет Павел Ходорковский, почему он не возвращается в Россию. - Это стало бы полной победой Путина. На это мой отец никогда не пойдет".
Думает ли Медведев иначе? Ведь все же он пошел на то, чтобы независимые юристы провели экспертизу второго дела, задается вопросом автор статьи. Сын настроен скептически. "Медведев уже много чего говорил. Он обещал начать борьбу с правовым нигилизмом в России. Он обещал укрепить независимость судов и начать судебную реформу, - перечисляет Павел Ходорковский. - Все это лишь слова, за которыми пока не видно конкретных действий".