"Если кому-нибудь нужно было бы придумать ситуацию, с которой ЕС было бы трудно справиться, очевидных вариантов было бы два: кризис государственного долга и военная агрессия со стороны России. Обе ситуации, одна следом за другой, реализовались - повезло как утопленнику. Но невезучесть никак не связана с фундаментальными конструктивными недостатками Евросоюза", - пишет обозреватель Financial Times Вольфганг Мюнхау.
Ключевой изъян ЕС, с его точки зрения, состоит в рассогласованности интересов входящих в него государств. Сама по себе эта проблема - не новость, в отличие от ее нынешних "эпохальных масштабов", отмечает Мюнхау. "На попытки замаскировать этот недостаток путем разработки соглашений с громкими названиями тратится масса усилий. Но подноготная всем видна. Декабрьское соглашение о системе санации банков получилось таким неубедительным, что ему не под силу было бы решить проблемы казино средних размеров. Теперь, когда Совет Европы говорит о "санкциях" против Москвы, все, что оно может выдать, это замораживание переговоров о снятии визовых ограничений", - говорится в статье.
"В ЕС нет единства по поводу России, поскольку члены союза впали в зависимость от [российских] денег и газа, - констатирует автор. - Ангела Меркель не так очарована российским президентом, как ее предшественник [Герхард Шредер]. Но и она знает, что на кону - существенные государственные интересы. Не могу себе представить, что она согласится на жесткие санкции - нечто большее, чем те жалкие жесты, о которых договорились на прошлой неделе. И не могу представить, как правительство Соединенного Королевства конфискует российские финансовые активы в Британии. Страны ЕС симулируют негодование по поводу того, что случилось на Украине. Но из-за неспособности выработать действенную согласованную позицию они невольно превратились в самых эффективных подельников Путина".
Мюнхау продолжает: "Главная ошибка последних лет состоит в том, что не удалось создать единый энергетический рынок. Члены ЕС заключили свои частные договорчики с "Газпромом". Для Германии доступ к российскому газу был особенно важен по той причине, что этим газом питается главный внутриполитический проект администрации Меркель: отказ от ядерной энергии".
"ЕС низведен до статуса технического посредника. От него по-прежнему есть польза, но в основном в том же смысле, в каком полезен дворецкий... Европейцы больше не могут никого напугать. И такой лидер, как Путин, это чует". В то же время именно российский президент, считает Мюнхау, "невольно дал сторонникам единой Европы главный аргумент на грядущих выборах: за популистское потакание национальным интересам мы расплачиваемся тем, что позволяем таким, как Путин, стравливать нас между собой".