"Задумываясь о четырех международных темах, о которых я больше всего писал за последний год (Россия, еврозона, Ближний Восток и Восточная Азия), я понимаю, что у них есть один общий лейтмотив - риторика национального или культурного унижения", - пишет колумнист Financial Times Гидеон Рахман.
"Одним из первых шагов [Алексиса] Ципраса на посту премьер-министра было посещение мемориала бойцам греческого Сопротивления, которых во время Второй мировой войны казнили нацисты. Этот жест был всецело посвящен национальной гордости, он был призван напомнить избирателям о героизме былых времен и заодно в отместку слегка унизить немцев, возглавлявших группу кредиторов из еврозоны".
"Конфронтация России с Западом, как и конфликт Афин с кредиторами, подпитывается чувством ущемленной национальной гордости, - постулирует автор. - Президент Владимир Путин и люди его поколения когда-то служили более крупному и могущественному государству - Советскому Союзу. Теперь Путин настаивает на том, что к современной России следует продолжать относиться как к "великой державе". Хотя предлогом для вторжения на Украину стала защита конкретных интересов - военно-морских баз, рынков и границ, риторика Москвы пышет чувством национального унижения".
"Обращая взор в прошлое, Путин взывает к памяти о звездном часе своей страны: Великой Отечественной войне 1940-х годов. А официальные лица кичатся ядерным арсеналом России как тотемом своего великодержавного статуса и причиной, по которой все остальные должны их бояться".
"Чувство национального унижения составляет основу отношения к внешнему миру и в Китае, - продолжает Рахман. - Учебники истории и национальный музей в Пекине зациклены на "столетии унижения" - от первой встречи Китая с западным империализмом в 1840-х до поражения Японии в 1945 году. Молодежи вдалбливают мысль, что слабый Китай подвергался унижениям и эксплуатации со стороны других держав. Современным Китаем, объясняют им, помыкать никто и никогда не будет".
"Исламские фундаменталисты также спекулируют на мысли, что Запад унижал и угнетал мусульман... Правительство Ирана и джихадисты из "Исламского государства" ненавидят друг друга, но их объединяют риторические обещания дать отпор мнимому унижению со стороны Запада".
"Может быть, для разрешения международных конфликтов нужно думать об эмоциях в той же мере, что и об интересах, - говорится в статье. - Бывают случаи, когда нет возможности идти на уступки ради того, чтобы устранить чье-то чувство национального или культурного унижения. Никто не станет ради заботы об оскорбленных чувствах "Исламского государства" соглашаться на халифат. Но иногда для восстановления чувства национальной гордости может хватить относительно скромного жеста". В заключение автор рекомендует Западу помнить, "что символы иногда значат не меньше, чем сущность вопроса".