Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 мая 2001 г.

Натали Нугайред | Le Monde

Литва испытывает трудности в связи с позицией Москвы по Калининграду

Вильнюс не хочет, чтобы калининградский вопрос стал помехой на пути вступления Литвы в ЕС и НАТО.

После обретения независимости в 1990 году Литва стала кандидатом на вступление в Европейский союз и Североатлантический альянс. Однако реализация этих планов затруднена присутствием у границ этой балтийской республики российского анклава, расположенного на побережье Балтийского моря. Численность российского воинского контингента, дислоцированного в Калининградской области, достигает почти 70 тысяч человек. В середине июня в Гетеборге в ходе европейского саммита, вероятно, будут изучены пути урегулирования калининградского вопроса.

?Европа лишь только начала открывать для себя Калининград, а мы работаем над этим вопросом вот уже десять лет?, сказал один литовский чиновник. Причину его раздражения легко понять: по мере активизации процесса расширения Европейского союза на Восток, все более остро встает вопрос об этом российском военном анклаве, расположенном между Польшей и Литвой. В Вильнюсе опасаются того, что Москва намеренно ?драматизирует? ситуацию, добиваясь предоставления льготных условий для проезда своих граждан через территорию этой балтийской республики.

Являясь кандидатом на вступление в ЕС и НАТО, Литва, к несчастью, стала основным связующим звеном (железнодорожное сообщение, военные перевозки, снабжение энергетическим сырьем) между Россией и Калининградской областью, бывшей Восточной Пруссией, аннексированной Сталиным. Калининградская область - островок, отделенный от Российской Федерации пространством шириной в 400 км и тремя пограничными переходами. В Вильнюсе любой ценой стремятся избежать того, чтобы этот вопрос стал тормозом или даже препятствием на пути интеграции страны в европейские структуры. В более широком смысле, Калининград воспринимается, как своеобразный тест: от решения этого вопроса будет зависеть то, как в ближайшие годы будут развиваться отношения между Москвой, ЕС и НАТО.

Национальный суверенитет

?В марте русские выдвинули совершенно неприемлемые требования: они хотят, чтобы на нашей территории были созданы коридоры. Чтобы через нашу территорию могли транзитом проезжать автомобили с российскими номерами, чтобы российские самолеты могли совершать у нас посадку, чтобы железнодорожные поезда не подвергались контролю?, - продолжил этот литовский чиновник, ссылаясь на содержание документов, направленных Москвой в Европейскую комиссию после того, как в январе 2001 года экспертами ЕС был составлен документ, касающийся будущего Калининградской области.

Многие в Вильнюсе говорят о непосредственной угрозе национальному суверенитету и выражают обеспокоенность, что подобное требование о предоставлении права доступа очень походит на ?Панамский сценарий?.

Пока неясно, какой будет окончательная позиция России: будет ли она стремиться к налаживанию диалога и сотрудничества, что позволит ей получить столь необходимые для развития Калининградской области кредиты и западную помощь? Или же она сделает иной выбор и будет любыми возможными способами препятствовать сближению балтийских государств с Западом и его структурами безопасности? НАТО, членом которой в 1999 году стала Польша, окончательно возьмет в кольцо 70-тысячный российский контингент, дислоцированный в Калининградской области, если Литва в будущем станет членом Североатлантического альянса. Вильнюс находится в авангарде дипломатического наступления за новое расширение НАТО и надеется, что на Пражском саммите Литве будет предложено вступить в Альянс.

По словам Вацловаса Забараускаса, руководителя пограничной полиции Литвы, основным пунктом разногласий по Калининграду является ?вопрос о визовом режиме?. ?Русские очень хорошо понимают, что после вступления Литвы в Европейский союз им придется получать визы, чтобы въехать в эту балтийскую республику, пусть даже транзитом. Они надеются, что будет разработана упрощенная процедура, не нарушающая свободы передвижения и торговли?, - отметил он. В настоящее время жители Калининградской области (около 1 миллиона человек) могут просто предъявить паспорт с пропиской и беспрепятственно пересечь границу с Литвой, где многие из них торгуют сигаретами и алкогольной продукцией. Условия Шенгенского соглашения, к которому Вильнюс хотел бы присоединиться, положат конец свободному доступу.

Энергетическая зависимость

Не вызывает сомнения явное стремление Литвы сгладить потенциальные разногласия с Москвой, но при этом не идти на уступки по основным вопросам. ?Сотрудничество по Калининграду может стать примером для сотрудничества между Европейским союзом и Россией, - выражает надежду заместитель министра иностранных дел Литвы Гиедриус Секуолис. - Балтийские государства не хотят, чтобы их рассматривали как ?особый случай?. Они были таким "особым случаем" на протяжении 50 лет. Мы являемся частью западной цивилизации, и мы рассматриваем наши отношения с Москвой, как составную часть отношений ЕС с Россией?.

В своих отношениях с Москвой Литва, в отличие от других балтийских республик, пользуется преимуществом: российская дипломатия не может ссылаться на какую-либо ?дискриминацию? в отношении русскоязычного меньшинства, составляющего 8% от всего населения Литвы, поскольку оно, сразу же после обретения Литвой независимости автоматически обрело литовское гражданство. Существование совета российско-литовского сотрудничества по Калининграду и частные литовские инвестиции в этот анклав способствовали налаживанию не отягощенных комплексами контактов.

Но публикации в литовской прессе свидетельствуют о том, что с повестки дня все еще не снят самый болезненный вопрос: энергетическая зависимость от Москвы и настойчивые попытки российской нефтяной компании ?Лукойл? получить контроль над самым крупным литовским нефтеперерабатывающим предприятием Mazeikiu Nafta, на долю которого приходится почти треть всего национального экспорта. ?Лукойл? оказывает давление на Литву, нерегулярно осуществляя поставки сырья. Кроме того, в результате установления полного контроля над нефтепроводами, Москва все устроила так, что Литва не может обратиться к Казахстану, как альтернативному источнику поступления сырья.

Окончательное закрытие по требованию ЕС Игналинской атомной электростанции, обеспечивавшей 75% всех потребностей страны в электроэнергии, сделает эту балтийскую республику еще более зависимой от Москвы. Ведь топливо для ТЭС, которые будут построены взамен Игналинской АЭС, также будет поступать из России. Еще один инструмент давления: Государственная Дума так и не ратифицировала договор о границах, подписанный между Россией и Литвой еще в 1997 году. Ратификация этого договора является непременным условием ее вступления в ЕС.

Кроме того, пока неизвестно, пойдет ли Владимир Путин на ослабление своей линии, направленной на централизацию власти в России, что позволило бы Калининграду обрести ?свободный? статус и установить привилегированные контакты со своим будущим европейским окружением.

Источник: Le Monde


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru