Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 мая 2001 г.

Манфред Квиринг | Die Welt

Новый виток милитаризации России

Год назад президент Владимир Путин встал во главе России - государства, которое эгоистичные и невежественные губернаторы готовы были растащить на удельные княжества. С бывшими генералами и офицерами спецслужб Путин строит новую "вертикаль власти", жертвой которой стало гражданское общество. Оценка положения в России за первый год правления Путина. Часть вторая.

"Россия, - радостно заявил президент Владимир Путин после произведенного им в марте обновления правительства, - сделала большой шаг на пути к гражданскому обществу". Только что он назначил двух "гражданских лиц" на посты глав важных силовых министерств. Сергей Иванов, бывший ранее секретарем Совета безопасности, стал министром обороны. Борис Грызлов, председатель пропутинской партии "Единство", получил могущественное министерство внутренних дел. Их обоих, правда, нельзя однозначно назвать гражданскими лицами, хотя на момент своего назначения никто из них не носил мундир.

О Грызлове, работавшем сначала в ленинградской, а потом - в петербургской "оборонке", говорят, что он с 1973 года имел тесные контакты со спецслужбами. По данным Центра политической информации, он является ставленником приближенных к Путину Дмитрия Козака и Николая Патрушева. Последний - шеф российской госбезопасности, ФСБ.

Сергей Иванов, в свою очередь, расстался с формой генерала госбезопасности лишь осенью 2000 года. Как и его главный начальник Путин, Иванов имеет за спиной многолетнюю службу во внешней разведке, которую он, в отличие от Путина, не оставил после распада Советского Союза. По протекции Путина в 1998 году Иванов был назначен директором Федеральной службы безопасности России, а в 1999 он стал секретарем Совета безопасности. Посадив Грызлова и Иванова в министерские кресла, главный человек в Кремле, Путин, поставил два важнейших силовых министерства под контроль госбезопасности. Бывший шпион более всего доверяет своим коллегам, чей образ мышления ему близок и понятен.

При этом Путину нравится все, чему присущи явно военные черты. Независимо от славословий в адрес якобы развивающегося в России гражданского общества, лояльные к власти генералы, адмиралы и полковники имеют сейчас наилучшие возможности для карьерного роста. В этих попытках снова поставить Россию с ее федеральным устройством под контроль центра и подавить "центробежные" тенденции, люди в мундирах различных цветов, привыкшие исполнять приказы, играют ключевую роль.

В качестве своего первого шага на посту президента Путин, поставивший во главу угла задачу построения новой "вертикали власти", создал в мае прошлого года совершенно новую структуру, не предусмотренную Конституцией: страна была поделена на семь "федеральных округов", которые язвительные россияне прозвали "генерал-губернаторствами". Пять из семи представителей президента имеют генеральское звание. Георгий Полтавченко, уполномоченный по Центральному округу, включающему в себя и Москву, был генерал-лейтенантом в структуре госбезопасности. То же касается и Виктора Черкесова, уполномоченного по Северо-западному округу, где находится Санкт-Петербург. В Северокавказском регионе заправляет генерал-полковник Виктор Казанцев. Время, когда он командовал войсками в Чечне, считается наиболее кровавым. Генерал-лейтенант Константин Пуликовский служит своему президенту на Дальнем Востоке, генерал-полковник внутренних войск Петр Латышев выполняет поручения Путина на Урале. Без их согласия - и именно этого пожелал Кремль - избранные народом губернаторы не могут принять ни одного важного решения.

А если кто еще не понял, что назначенный час пробил, то им дают наглядный урок. По отношению к таким нежелательным губернаторам, как Руцкой в Курске, Назаров на Чукотке, Наздратенко во Владивостоке или фашиствующий Кондратенко в Краснодаре, применялось два метода воздействия - препятствие повторному выдвижению или, как в случае с Руцким, снятие с предвыборной гонки за несколько часов до начала голосования. При этом налоговая полиция является апробированным рычагом давления. Этим людям никто не сочувствует. Но кагэбэшные методы достижения цели пугают. Они - проявление милитаристского духа, которым успела проникнуться Россия за год путинского правления. "Болезнь заключается даже не в том, что военные или другие силовики получили в свои руки властные рычаги", - подводит итог независимый военный эксперт Павел Фельгенгауэр. "Это только симптом болезни под названием "милитаризация общества", с которой не справятся ни экономика, ни государство. От нее погиб СССР, а теперь умирает Россия", - таков его мрачный прогноз.

Источник: Die Welt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru