Только что завершившееся турне Дика Чейни по Европе привело Россию в ярость. Подпустив перца в своем неподражаемом стиле, вице-президент США обвинил Кремль в использовании нефтяного и газового экспорта для "запугивания и шантажа" европейских соседей, во "вмешательстве в демократические процессы" в таких государствах, как Украина, и в "несправедливом и неправильном ограничении" гражданских прав.
Дипломатическое родео Чейни в Литве, Хорватии и Казахстане, которые в прошлом все относились к сфере влияния Советского Союза, напомнило о его корнях в ковбойском Вайоминге. А его прямолинейная критика спровоцировала гневную отповедь со стороны представителей российского государства. Старый деятель холодной войны не знает, о чем говорит, заявили они.
Однако Сергей Лавров, министр иностранных дел России, сохранил хладнокровие: "Думаю, что подобные высказывания не подорвут усилия, которые мы вместе с США, вместе с Европой, вместе с другими ведущими странами предпринимаем для того, чтобы построить справедливый мир без конфликтов".
"Россия хочет быть и становится суверенной, сильной и стабильной демократией и рассчитывает, что в качестве таковой ее будут воспринимать на мировой арене равноправным партнером, без привлечения которого сегодня нельзя решить ни одну глобальную проблему", - сказал он.
Подобные уверенные заявления о полноправной международной роли России помогают объяснить вспышку Чейни. Путинская Москва нового века подает сигнал о том, что слабость ельцинской эпохи наконец-то преодолена. Кремль снова выступает игроком на мировой арене, будь то вопросы Ирана или "Хамаса", проблема глобального потепления или энергетическая безопасность. Окрыленная потоком нефтедолларов и возрождающимся национализмом, Россия снова в строю, и, как дал понять Лавров, США должны действовать на ее условиях.
Превентивные попытки США избежать неловкости для Джорджа Буша в связи с его присутствием на саммите G8 в июле, который будет проходить в Санкт-Петербурге под председательством Путина, иллюстрируют смещение баланса сил. Представители американского государства обращались к Москве с призывами улучшить свои показатели в области продвижения демократии и свободного рынка, облегчив ограничения для финансируемых из-за рубежа НПО и обеспечив надежность энергетических поставок. Однако Россия пока не проявила особого энтузиазма.
Когда на прошлом неделе президент Буш звонил Путину, чтобы попросить его о поддержке по вопросу Ирана, российский лидер ответил на это требованием скорейшего завершения переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Буш пообещал оказать содействие - а тем временем Россия по-прежнему блокирует принятие санкций ООН против Тегерана. Точно так же США молчаливо наблюдали за тем, как Москва фактически применила торговые санкции против Грузии, спровоцировала контрреволюцию на Украине и приступила к восстановлению своего влияния в Центральной Азии.
По словам Ирины Ясной, представляющей демократическую организацию "Открытая Россия", основанную заключенным в тюрьму бывшим главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским, власть Путина в России бесконтрольно усиливается и критика Запада мало влияет на происходящее.
"Путин должен понимать, когда пора остановиться, но он этого не понимает, - сказала она. - Реальной оппозиции больше не осталось". Как только завершится саммит в Санкт-Петербурге, ожидаются новые ограничения для НПО. "Когда хорошие парню уедут из города, начнутся проблемы".
Попытки США контролировать Россию смазываются хронической зависимостью США от иностранных энергоносителей и видимыми двойными стандартами. Используя связи, завязавшиеся во время его работы в Halliburton, Чейни обратился к казахскому руководству с предложением построить новый трубопровод в обход России. По-видимому, он был готов в обмен на это оставить в стороне темы нарушения прав человека в авторитарном Казахстане (и Азербайджане). Однако этого может оказаться недостаточно, чтобы держать Москву на поводке.
Укрепление экономического и военного сотрудничества Москвы с Пекином - еще один камень преткновения. Если Вашингтон будет оказывать слишком сильное давление, то Путин сможет разыграть свою китайскую карту как анти-Никсон. Это еще одно основания для попавшей в цель, но непродуктивной атаки вице-президента Чейни.