Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 мая 2007 г.

Гардинер Харрис, Бенедикт Кэри и Дженет Робертс | The New York Times

Психиатры, дети и фармацевтическая индустрия

Журналисты сосредоточились на проблемах психиатрического лечения детей в США. Часто врачи прописывают своим маленьким пациентам дорогостоящие лекарственные препараты. Нет ли связи между этими рецептами и теми гонорарами, которые эти же врачи получают от фармацевтических компаний за чтение лекций о лекарствах?

15-летняя школьница Аня Бейли из города Ист-Гранд-Форкс в штате Миннесота страдает постоянными спазмами в области шеи, заставляющими ее по-птичьи дергать головой. В прошлом году в буфете ее передразнил одноклассник.

"В первый раз я со смехом отмахнулась, - говорит Аня. - Я сказала: "Ой, какая умора, я тоже посмеюсь с тобой за компанию". Но потом это стало меня раздражать, и я решила скрывать свою болезнь. Не хочется быть посмешищем".

Теперь в школе Аня нарочно сутулится и потихоньку разминает шею.

Все началось в 2003 году, когда Аня болезненно исхудала. "Все блюда казались ей невкусными", - рассказывает ее мать Изабелла.

Психиатры клиники Миннесотского университета под руководством доктора Риэлмьюто прописали девочке сильнодействующий антипсихотический препарат "Риспердал" (В России также известен как "Рисперидон". - Прим. перев.)

"Риспердал" был создан для лечения шизофрении и не прошел необходимого лицензирования для того, чтобы его прописывали при расстройствах аппетита. Однако повышенный аппетит является обычным побочным эффектом "Риспердала", а врачи вправе прописывать больным средства по своему усмотрению. Аня действительно набрала вес, но через два года у нее начались вышеописанные спазмы. Она часто просыпается с криком боли. Теперь ей регулярно делают иньекции "Ботокса", чтобы снимать спазмы.

Мать Ани заявляет, что даже не подозревала о том, что дети могут обостренно ощущать побочные эффекты "Риспердала". Ей также не было известно, что на тот момент "Риспердал" и подобные ему средства не были лицензированы для лечения детей или что в испытаниях, на которые часто ссылаются эксперты, полный курс средства прошло всего восемь детей.

Не менее поразительным для Изабеллы Бейли стал тот факт, что заведующий отделением, где лечилась Аня, в 2003-2004 годах получил более 7 тыс. долл. от компании Johnson & Johnson, производящей "Риспердал", за чтение лекций. Правда, в лекциях шла речь о другом лекарстве, но его выпускает та же компания.

Врачи, включая тех, кто лечил Аню Бейли, уверяют, что гонорары, получаемые ими от фармацевтических компаний, не влияют на то, что они прописывают пациентам.

Но сращивание медицины с коммерцией и его последствия для здоровья пациентов - один из самых животрепещущих вопросов здравоохранения. Острее всего проблема стоит в психиатрии, где рост выплат врачам совпал по времени со все более широким применением при лечении детей относительно новой группы лекарств, известной под названием "атипичные антипсихотические препараты".

"Популярность атипических антипсихотических препаратов объясняется тем, что они могут купировать почти любые виды нежелательного поведения, часто буквально за несколько минут. Измученным родителям, у чьих детей наблюдаются психические отклонения, врачи мало чем могут помочь - остается прописывать "атипики".

Рост применения этих препаратов в лечении детей тесно взаимосвязан с популярностью диагноза "детское биполярное расстройство", который в наше время все чаще ставят детям, но споры о его правомерности в научном сообществе не утихают. Симптомы биполярного расстройства: эйфория, сменяемая депрессией и раздражительностью, а в некоторых случаях и буйное поведение. Эффективность атипичных антипсихотических препаратов зиждется на том, что они делают клетки мозга нечувствительными к резким выбросам в кровь допамина - химического вещества, которое вызывает эйфорию, мании и галлюцинации.

Годовой курс "атипиков" обходится от 1 тыс до 8 тыс долларов. Объем их продаж в мире огромен.

Многие врачи из Миннесоты, в том числе президент Миннесотского психиатрического общества, сообщают, что производители лекарств и фирмы-посредники теперь приглашают их почти исключительно для чтения лекций о биполярном расстройстве.

При всем при том реальность биполярного расстройства в детском возрасте все чаще подвергается сомнению. Даже врачи, уверенные в его существовании, расходятся во мнениях относительно его основных симптомов. Другие подозревают, что это всего лишь модный диагноз. А научных данных о том, что атипики действительно облегчают таким детям жизнь, слишком мало.

Как бы то ни было, в США их прописывают более 500 тысячам детей, имеющих проблемы с поведением, несмотря на то, что применение препаратов сопряжено с серьезным риском для здоровья, а лицензирования для приема несовершеннолетними они в большинстве случаев не прошли.

"Журналисты New York Times проанализировали данные учета в Миннесоте - единственном штате, где закон требует публично отчитываться во всех платежах, которые фармацевтические компании производят медикам за услуги в области маркетинга. Эти редкостные документы проливают свет на взаимосвязи между финансово-деловыми отношениями производителей лекарств с врачами, с одной стороны, и ростом лечения детей атипичными антипсихотическими препаратами.

С 2000 по 2005 год гонорары, получаемые психиатрами в Миннесоте от фармацевтических фирм, выросли более чем в шесть раз - до уровня в 1,6 млн долл. За тот же период количество случаев, когда в рамках государственной страховой программы Medicaid детям прописывали антипсихотические препараты, выросло более чем девятикратно.

Из статистики можно заключить: те, кто получил больше всего денег от производителей "атипиков", были чаще склонны прописывать их детям. В среднем миннесотские психиатры, получившие как минимум 5 тыс. долл. от этих фирм в 2000-2005 годах, выписывали в три раза больше рецептов на "атипики" для детей, чем те психиатры, которые вообще не получали гонораров или же получали более скромные суммы.

Анализируя данные, журналисты сосредоточили свое внимание на рецептах, выписанных примерно трети жителей Миннесоты, которые охвачены программой Medicaid. Почти все они - инвалиды. Некоторых врачей фармацевты ввели в заблуждение, но в целом эта информация приблизительно отражает закономерности выписывания лекарств в этом штате.

Фармацевтические компании стараются влиять на решения врачей на всех ярусах системы здравоохранения. Они платят врачам, которые прописывают и рекомендуют лекарства, читают лекции о соответствующих болезнях, проводят исследования и пишут статьи, которые другие врачи часто принимают к сведению.

Но ряд расследований доказывает, что в некоторых случаях коммерческие интересы влияют на решения врачей, тогда как пациенты часто об этом не подозревают.

В Миннесоте в период 2000-2005 годов больше всего денег получили от фармацевтических компаний психиатры. Выплаты конкретным психиатрам составляли от 51 доллара до 689 тыс. и более. Средняя сумма - 1750 долл. Поскольку отчеты не являются всеобъемлющими, эти цифры наверняка ниже, чем реальные доходы врачей.

Доктор Стивен И. Хайман, проректор Гарвардского университета, опасается, что подобные выплаты могут стимулировать применение лекарств без заботы о здоровье пациентов, и наиболее тревожным примером тому является все более частое лечение детей атипичными антипсихотическими препаратами. "Ситуация парадоксальная: психиатры просят пациентов заглянуть внутрь себя, но в своей собственной жизни мы не хотим увязать одно с другим и осознать, как опасно для наших пациентов вторжение денег в нашу профессиональную деятельность", - замечает Хайман.

В США закон запрещает производителям лекарственных средств напрямую платить врачам, чтобы те прописывали определенные средства. Федеральное законодательство также запрещает производителям пропагандировать применение лекарств в целях, не предусмотренных лицензией.

Но врачи вольны прописывать пациентам те препараты, которые считают наиболее подходящими, и фармацевтические компании, как мы уже видели выше, могут обходить запреты, выплачивая врачам гонорары за чтение лекций. В этих лекциях врачи вправе, если слушатели спросят, обсуждать нелицензированное применение лекарств.

Представители фармацевтической индустрии и многие врачи уверяют, что эти рекламные лекции - настоящий кладезь информации для медиков-практиков. Но звучит и критика: дескать, лекции, часто читаемые в дорогих ресторанах, не что иное, как скрытая рекламная кампания, стимулирующая потенциальное применение лекарств во вред пациентам. Особенно важна эта проблема для психиатрии: поскольку в психических заболеваниях наука пока разбирается недостаточно, лечение часто идет методом проб и ошибок, и больным повсеместно прописывают лекарства, не считаясь с лицензией".

Врачи, в свою очередь, утверждают, что не всегда разумно дожидаться окончания клинических испытаний, когда пациенты нуждаются в лечении прямо сегодня.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru