После вступления Румынии в ЕС число детей-воришек на улицах Берлина заметно выросло. Полицейские бессильны - арестовать ребенка младше 14 лет они не имеют права, и маленькие воришки каждый день снова выходят на промысел
Они еще дети. Но они позволяют себе дорогие кроссовки, могут пойти поиграть в бильярд, а вечером вернуться домой на такси. Но их дом - это молодежное общежитие. Маленькие прожигатели жизни - это дети-воришки из Румынии.
Феномен "детей-воров" в Германии уже дано не новость. Однако после вступления в ЕС Румынии число несовершеннолетних воришек увеличилось. Прежде всего в столице, о чем свидетельствуют последние данные берлинской полиции. К настоящему времени стражам порядка известны 17 детей из Румынии, которые совершают до 30 краж в день - то есть ежедневно дети-воришки совершают по 500 правонарушений. Это официальные данные, неофициальные гораздо выше.
Новшеством являются также их внутренние отношения: по сведениям полиции, они не дают оснований делать выводы об организованном характере преступлений. До сих пор детей-воришек и детей-нищих обычно привозили в Германию преступные группировки. Свою добычу дети должны были отдавать главарям банд. Сейчас же все чаще встречаются дети-воришки, которые тратят свои деньги на предметы роскоши. "Они многое могут себе позволить", - сказал один полицейский. Дети приезжают сюда добровольно, делает выводы полиция.
Берлин - как любой крупный город - имеет проблемы с профессиональными уличными грабителями. В 2005 году берлинские власти зафиксировали почти 17500 карманных краж. В ответ на это полиция создала оперативно-следственную группу "Карман". Благодаря ее работе в 2006 году количество подобных правонарушений сразу же сократилось до 15500, хотя чемпионат мира по футболу привлек сюда карманников как из самой Германии, так и из-за границы. При этом в 2006 году полиции были известны только трое детей-воришек.
С тех пор "количество карманных краж, совершаемых детьми, значительно увеличилось", говорит Томас Нойендорф, руководитель группы "Карман". Наверное, потому, что после вступления их страны в ЕС им стало легче оказаться в Германии. "Кроме того, юным румынам известно, что в Германии с детьми-правонарушителями ничего плохого не происходит".
Полиция бессильна. Уголовно-процессуальные меры в отношении лиц моложе 14 лет не применяются, лишь в исключительных случаях к ответственности привлекаются родители. Но в данном случае до родителей не доберешься. "Потерял документы", - это стандартная отговорка в ответ на просьбу полиции об их предъявлении. Поэтому дети - пойманные на месте преступления - сначала подвергаются допросу в полиции, а затем передаются в службу помощи детям. Там они получают постель и горячее питание - а через некоторое время их, как правило, отпускают.
"Сегодня румынские дети-воришки имеют в Германии право на защиту", - говорит Петер Альфред Шульц, руководитель социально-педагогической службы берлинского района Митте. Это включает в себя возвращение на родину. Однако реализовать такую возможность совсем не просто, и такого практически никогда не происходит, отмечают в полиции.
Полицейский Нойендорф говорит, что вернуть ребенка на родину можно только после того, как румынское посольство установит его личность. Однако в большинстве случаев трудно доказать даже то, что речь вообще идет о румынском гражданине.
Кроме того, официальное приобретение обратного билета возможно, только если германский суд по семейным делам найдет опекуна, который обеспечит ребенку в Румынии лучшую жизнь, чем в Германии. Ни об одном подобном случае Нойендорфу не известно.
Решением проблемы могли бы стать учреждения закрытого типа, в которых дети в течение длительного времени находились бы под наблюдением, полагает Нойендорф. Это для детей не "педагогическое наказание", а "помощь и защита", сказал он нашему корреспонденту.
В Германии таких учреждений всего восемь, причем в Берлине или Бранденбурге нет ни одного. Предназначены они для насильников, грабителей, убийц, от которых исходит высокая потенциальная угроза для общества.
Кроме того, размещение детей в переполненных учреждениях закрытого типа - это дорогостоящее мероприятие, ежемесячные расходы могут достигать 9000 евро. Если детей из Берлина размещать в учреждениях других федеральных земель, то расходы придется нести Берлину. "Во всяком случае, ущерб от их воровства не настолько высок", - полагает Нойендорф.
Шульц, руководитель социально-педагогической службы, напротив, не считает учреждения закрытого типа подходящим местом для этих детей. "Кража не является тяжким преступлением", - говорит он, это предпосылка для воспитательной беседы. Кроме того, чтобы отправить несовершеннолетнего преступника в учреждение закрытого типа, необходимо решение суда. Причем вынесенного исключительно "в интересах ребенка, а не пострадавшего магазина".
Кражи - симптом, свидетельствующий о социально-педагогических проблемах ребенка. А для того, чтобы учреждения закрытого типа смогли оказывать воспитательное воздействие, должно пройти еще много лет, сказал нашему корреспонденту Шульц. А без педагогов, говорящих по-румынски, это вообще "полная глупость".
Быстрого решения у проблемы нет. Шульц надеется на "комплексный подход". Нужно поддерживать соответствующие проекты в Румынии и помогать родителям в воспитании детей.
Дети-воришки ставят немецкую полицию перед пока что неразрешимой проблемой: несовершеннолетних румын нельзя ни выслать, ни арестовать, ни привлечь к ответственности за преступления. Чтобы найти выход из сложившегося положения, надо, как считают в полиции, объединить усилия правоохранительных органов, юстиции, администрации и румынского посольства.
Но стороны пока что едины только в одном пункте: "Германия - это не место для несовершеннолетних преступников".