Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 мая 2011 г.

Нил Бакли | Financial Times

От олигархии до филантропии

В конце апреля Владимира Потанина пригласили выступить в клубе молодых предпринимателей в Москве. Как он сказал в интервью The Financial Times, это было подлинное удовольствие. Никто не спрашивал его ни о Путине, ни о Медведеве, ни о "Норильском никеле", пояснил Потанин. "Вряд ли стоит удивляться, что Потанину не хочется, чтобы о нем судили по борьбе за контроль над "Норникелем" с Олегом Дерипаской, она портит имидж обоих, замечает журналист Нил Бакли.

Впрочем, Потанин и прежде не хотел прослыть типичным наглым российским миллиардером - он предпочитает, чтобы его признавали западные коллеги, а также мечтает оставить что-то после себя. "Разумеется, мне хотелось бы, чтобы люди помнили мою семью. Мне хотелось бы создать что-то, что просуществует долго", - сказал он в интервью. По предположению Бакли, это стремление отчасти объясняется тем, что Потанин - выходец из семьи советской элиты, сын работника торгпредства.

Потанин "содействовал возникновению олигархов - или, как минимум, создал "алхимический прибор", превративший их первые миллионы в миллиарды", утверждает газета, поясняя, что Потанин - один из главных авторов схемы залоговых аукционов. Всего трое из "семибанкирщины", которая, как считается, в середине 1990-х контролировала значительную долю российской экономики, продолжают заниматься бизнесом в России: это Потанин, Михаил Фридман и Петр Авен. По оценкам Forbes, сейчас Потанин - четвертый по богатству россиянин (у него 17,8 млрд долларов). "Поскольку дело происходит в России, при приобретении этого богатства происходили кое-какие яркие корпоративные стычки - не только с Дерипаской, но и с Фридманом 10 лет назад", - пишет корреспондент.

Риск потерять друзей или утратить контакт с людьми - существенная опасность для бизнесменов, заметил Потанин в интервью. "И все же, если российские олигархи идут по стопам американских Карнеги и Рокфеллеров, то есть превращаются из хищников-предпринимателей в законопослушных бизнесменов и филантропов, то Потанин продвинулся дальше, чем другие", - говорится в статье. Потанин первым в России заявил, что со временем передаст свои миллиарды не детям, а на благотворительность.

"Несмотря на впечатление, что олигархи, ратующие за правильное корпоративное управление, - все равно что индюшки, славящие Рождество, Потанин и эту роль взял на себя: возглавил национальный совет по управлению, учрежденный в 2003 году", - продолжает Бакли.

Поэтому битва за "Норникель" выглядит особенно неуместно. По версии Потанина, его разногласия с Дерипаской объясняются различием менталитетов. Потанин выражает мнение, что компаниями должны управлять независимые профессиональные менеджеры, а дело владельцев - стратегия. Дерипаске, напротив, "нравится самому быть главным управляющим", говорит Потанин.

В "Русале" заявляют иное: Дерипаска не хочет быть главным управляющим, но стремится к более активному участию, так как "Норникель" работает хуже, чем мог бы. "Разрешением конфликта, похоже, и не пахнет, даже после недавней встречи" Потанина и Дерипаски, пишет газета.

Потанин объясняет свое долгожительство в бизнесе тем, что "играет по правилам". Это неофициальные правила, которые сложились при власти Путина, поясняет автор статьи. "Зарабатываешь деньги и инвестируешь их в стране. Бережешь природу, платишь зарплату и налоги, несешь социальную ответственность - то есть, помогаешь людям", - сказал Потанин в интервью. По его словам, это очень похоже на систему, существующую в США и Европе.

Своей приоритетной задачей на данный момент Потанин называет превращение "Интерроса" в эффективное средство управления его собственными деньгами и деньгами сторонних инвесторов. В ближайшие 10 лет он также планирует увеличить благотворительные пожертвования с 10 млн в год до 25 млн.

Родственникам Потанин оставит не больше денег, чем нужно на комфортную жизнь. "Я сформулировал так: если хочешь помочь своим детям или любому человеку, дай ему миллион долларов. Если хочешь его погубить, дай ему миллиард", - сказал он в интервью. "Если дети заработают деньги сами, у них будет право самим решать, как ими распорядиться. Если же получат деньги от меня, то всю остальную жизнь будут в тени меня и унаследованных денег. Это несправедливо по отношению к ним. Возможно, они не хотят быть миллиардерами".

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru