О предсмертной агонии экипажа "Курска" рассказывает полная безысходности записка. В ней говорится, как оставшиеся в живых моряки слабели под воздействием углекислого газа и возрастающего давления.
Эта вторая записка, найденная на затонувшей подлодке, проливает свет на последние часы жизни 23 членов экипажа, выживших после взрывов и укрывшихся в последнем отсеке подлодки.
Моряки могли чувствовать приближение смерти по мере истощения запасов кислорода и при этом знали о бесполезности попыток выйти из подлодки, лежащей на дне Баренцева моря.
"Самочувствие плохое, - говорится в записке, найденной у неопознанного члена экипажа. - Ослаблены действием углекислого газа после пожара. Давление в отсеке повышается и маловероятно,
что возможен выход через аварийный отсек. При выходе на поверхность не выдержим декомпрессии... Протянем еще не более суток".
Записка была написана около часа дня 12 августа, то есть через полтора часа после того, как два таинственных взрыва разрушили атомную подлодку.
Отравление углекислым газом, образовавшимся в результате пожара, вызванного взрывом, уже называется официальной причиной смерти некоторых подводников.
В результате катастрофы все 118 членов экипажа погибли, однако некоторые могли оставаться в живых день или даже дольше, о чем свидетельствует последняя находка.
Содержание записки огласил позавчера вице-премьер Илья Клебанов, возглавляющий правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы. Записка была найдена интернациональной командой водолазов, которые смогли поднять на поверхность 12 тел подводников.
Ранее водолазы обнаружили записку, написанную капитан-лейтенантом Дмитрием Колесниковым, в которой говорилось, как 23 выживших членов экипажа перешли в 9 отсек подлодки. "Никто из нас не может выбраться на поверхность", - писал он своей жене.
Эта записка вновь заставила говорить о том, что ВМФ обманывал россиян, утверждая, что весь экипаж погиб почти мгновенно, и что их нельзя было спасти, даже если бы спасательная операция не была столь медлительной и неэффективной.
Между тем Кремль выдвигает гипотезу, что "Курск" стал жертвой столкновения с британской или американской шпионской подлодкой. Позавчера было официально объявлено о видеопленке, на которой видны глубокие борозды на корпусе "Курска", свидетельствующие о контакте с иностранной подлодкой. Великобритания и США отвергают эти предположения.
По словам наблюдателей, российским водолазам, вошедшим внутрь лодки, было приказано искать доказательства, которые позволили бы возложить всю вину на Запад и снять ответственность с российского ВМФ.
"Они искали доказательства, которые могли бы подделать", - считает военный эксперт Павел Фельгенгауэр.
Подводные лодки того же класса, что и "Курск", были вынуждены находиться в порту на время проведения расследования причин катастрофы, однако теперь им разрешили вновь выйти в море, поскольку ВМФ готов обвинить во всем Запад и показать, что дело не в российских подлодках,- подчеркнул он.
По словам Фельгенгауэра, это означает, что моряки вновь будут рисковать жизнью.
"Я считаю это серьезным преступлением. Очевидно, налицо серьезные изъяны в конструкции лодки или торпеды - а вероятнее всего, и там, и там", - подчеркнул он.